В пятницу в Болгарии были найдены родители белокурой девочки Марии, которую греческие полицейские забрали у цыган, решив, что те ее украли. На прошлой неделе ДНК-тест показал, что цыганская пара не родители девочки. Сегодня же выяснилось, что матерью Марии является болгарская женщина, которая сама оставила девочку цыганам. Сегодня у женщины взяли ДНК-образец, чтобы проверить подлинность ее слов.
Выяснилось, что женщина по имени Сашка Русева оставила девочку в Греции у семьи, в которой работала. Об этом CNN сообщил генеральный секретарь болгарского МВД Светлозар Попов.
«Мы отдали ее, мы подарили ее, — рассказала Русева болгарскому телевидению. — Я не брала никаких денег за ребенка. У меня не было денег, чтобы кормить ребенка».
Ее 15-летний сын также выступил перед журналистами после того, как вышел с допроса в полиции. Исак Русев рассказал, что его мать очень расстроилась, когда увидела ребенка по телевизору.
Случай с Марией не единственный в Греции. В среду трое цыган, также граждан Греции, были арестованы в городе Митилини на острове Лесбос по обвинению в похищении двухмесячного младенца. Полицейским цыгане заявили, что ребенка им отдала некая цыганка в Афинах. А в пятницу полиция арестовала по обвинению в похищении и торговле детьми другую семью цыган, которые якобы купили младенца за 4 тыс. евро у другой цыганки.
На этой неделе стало известно, что ирландские полицейские в Дублине забрали у цыганской семьи белокурую семилетнюю девочку и передали ее в социальную службу.
Такую бдительность полиция проявила из-за звонка одного из соседей, который посчитал, что цыгане украли ребенка: уж больно он непохожим показался по типажу на родителей.
Однако проведенный ДНК-тест подтвердил, что цыганская пара является биологическими родителями девочки. Такая же история произошла в ирландском городе Атлон, где из семьи цыган сначала забрали, а потом вернули двухлетнего мальчика со светлыми волосами.
Еще одна громкая история, связанная с дискриминацией цыган, произошла пару недель назад. На улицы Парижа вышли школьники с протестами против депортации семьи цыганской школьницы Леонарды Дибрани. Девочку забрали из школьного автобуса, чтобы отправить вместе с родителями на родину в Косово. Во Францию семья Дибрани приехала пять лет назад, указав в документах, что они беженцы. Однако этот статус официально они не получили.
Эксперт антидискриминационного центра «Мемориал» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Ольга Абраменко рассказала «Газете.Ru», что в 2003 году в Маастрихте был принят План действий по улучшению положения рома и синти (западные ветви цыган. — «Газета.Ru») в регионе ОБСЕ. Кроме того, в Европе действует программа Roma Decade, которая была объявлена в 2005 году и будет действовать до 2015 года. Она направлена на преодоление неравенства в уровне жизни цыганского населения и европейцев.
Однако, по мнению директора Центра комплексных европейских и международных исследований Тимофея Бордачева, эти программы неэффективны. По его мнению, Европейский союз не предпринимает никаких серьезных шагов для адаптации цыганского населения.
«Все образовательные программы, программы интеграции цыган в общество, которые существовали в Восточной Европе в коммунистические времена, по сути, прекратились. Сейчас ЕС занимается скорее пропагандой равноправия, чем принимает какие-то меры для интеграции. В целом рост ксенофобии является важной тенденцией развития европейского общества в последние годы.
Цыгане здесь являются наименее защищенной группой, потому что их мало. Они не принадлежат какому-то государству, и перед ними европейцы не испытывают комплекса вины, как это может быть в отношении арабов или представителей Африки»,
— говорит Бордачев.
«В Европейском союзе цыгане примерно то же, что у нас «лица кавказской национальности», то есть люди, на которых можно списывать все проблемы и которые всегда неправы, — считает Бордачев. — Даже в развитых странах ЕС, таких как Франция и Великобритания, восприятие цыган в общественном мнении и со стороны полиции остается одинаковым. Такого рода новости получают внимание со стороны СМИ, как в России — инциденты, связанные с «гостями столицы».
С тем, что дискриминация цыган в Европе существует, согласны и в Антидискриминационном центре «Мемориал». «В Великобритании и Ирландии цыганами считаются «тревеллеры» — те, кто изображен в фильме «Большой куш». Они ведут бродячий образ жизни, но этнически это необязательно цыгане: они не цыганской наружности, — рассказывает эксперт центра Ольга Абраменко. — Зато с цыганами у них одинаковые проблемы: слабое образование, маргинальность, им трудно найти работу».
По словам Абраменко,
к цыганским семьям иногда прибиваются дети, родители которых, к примеру, пьют. «У цыган же много детей, весело, их всегда накормят, и ребенок может просто перестать возвращаться к пьющим родителям. А воровство детей цыганами — это просто стереотип», — говорит эксперт.
По словам Абраменко, в России в начале этого года тоже был принят Комплексный план по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в России. «Принятие такого плана — положительный факт, но при ближайшем рассмотрении оказывается множество поводов для критики, — считает Абраменко. — Этот план явно писали люди, которые о проблемах цыганского населения знают мало — скорее, они находятся во власти стереотипов о цыганах: самая главная проблема, связанная с цыганами, по мнению авторов плана, наркотики.
Но вовлеченность цыган в наркоторговлю преувеличена. Прежде всего нужно решить проблему образования цыганских детей.
А этой проблеме посвящен всего один пункт плана — создать учебник цыганского языка для цыганской школы». По словам Абраменко, план этот все равно не работает, поскольку деньги на его реализацию должны давать местные бюджеты, а для регионов проблема цыган оказывается на последнем месте.
Однако, по мнению профессора МГИМО Евгении Обичкиной, последние случаи с цыганами в Европе не являются дискриминационными. «Высылка семьи — это не дискриминация, поскольку они находились во Франции без разрешенных документов. Французских школьников больше возмутило, какими методами это было сделано: девочку выдернули из автобуса — это их шокировало.
Там есть неприятие по отношению к грубому обращению с детьми. Потому что если сегодня грубость проявляется к изгоям, то завтра может быть применена к самим французам», — говорит Обичкина.