На предварительное слушание по делу о похищении сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского, назначенное на 12.00 вторника в Гагаринском райсуде Москвы, Магомеда Горчханова и Зарему Датаеву привезли из СИЗО почти с часовым опозданием. Первое слушание, в ходе которого предстояло определить дальнейший регламент заседаний, проходило в закрытом режиме и заняло около сорока минут. Как рассказала «Газете.Ru» по его итогам адвокат Датаевой Анна Бирючева, в дальнейшем судебные заседания решено проводить в открытом режиме.
По данным следствия, подзащитная Бирючевой в банде похитителей выполняла функцию сиделки для похищенного сына топ-менеджера. Следствие считает, что она присматривала за 17-летним Михаилом Ставским (полный тезка своего отца), готовила еду в съемной квартире на Ленинском проспекте и возила ее в Подмосковье, где держали заложника. По данным следствия, в апреле 2009 года, когда злоумышленники затолкали Ставского-младшего в машину у здания Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина, его отвезли сначала в квартиру на Ленинском проспекте, затем перевезли в Алабино, а позднее в Апрелевку. Спустя несколько часов после задержания Датаевой похитители сами отпустили Ставского-младшего, высадив его из своей машины в Наро-Фоминском районе Подмосковья, и скрылись.
Как считают в правоохранительных органах, перед тем как оперативники ворвались в конспиративную квартиру, Датаева связалась с сообщниками и именно поэтому те успели скрыться.
Остальных участников похищения сотрудники ФСБ отыскали уже в Ингушетии. В августе 2009 года им стало известно, что в селе Кантышево в Малгобекском районе республики скрываются трое боевиков. В ходе перестрелки с федералами все они были убиты. Уже в морге во время опознания выяснилось, что одним из боевиков был 34-летний Виталий Чернобровкин — его следствие называет организатором похищения Ставского-младшего. Об убитом известно, что в середине 1990-х он принял ислам и перешел на сторону чеченских сепаратистов, а к началу 2000-х успел пройти подготовку в лагерях Хаттаба. В 2002 году Чернобровкина задержали и осудили по обвинению в подготовке теракта и незаконном хранении оружия. На свободу он вышел только в 2008 году и, как считает следствие, сразу же начал готовить похищение сына вице-президента «Роснефти». В этом ему помогли Датаева, с которой Чернобровкин вступил в религиозный брак, когда скрывался в Ингушетии, а также боевики Горчханов и бывший московский милиционер Андрей Карпов, потерявший работу и принявший ислам. Последний, как и Чернобровкин, был убит в ходе спецоперации в Ингушетии, поэтому уголовное производство в их отношении было прекращено.
Горчханова оперативники задержали последним. Его нашли в селе Плиево Назрановского района Ингушетии. Спецназовцы оцепили дом, в котором забаррикадировался боевик, но оружие им применять не пришлось: в ходе переговоров Горчханов сам вышел к ним с поднятыми руками. Спустя сутки он уже давал показания в московском СИЗО.
На допросах Горчханов рассказал, что выкуп за Ставского-младшего, который они с сообщниками так и не успели попросить, должен был пойти на финансирование северокавказского бандподполья.
На сегодняшнем заседании в Гагаринском райсуде Горчханов, которому теперь грозит 20 лет лишения свободы, еще раз напомнил, что раскаивается, полностью признает свою вину и уже принес письменные извинения семье потерпевшего. Его подельница Датаева, напротив, своей вины так и не признала. Она настаивает, что Ставского-младшего «никогда не видела», а мужу-мусульманину Чернобровкину просто не задавала лишних вопросов, «так как это не принято». По словам обвиняемой, о террористической деятельности мужа она услышала от следователей, а сам он говорил ей, что зарабатывает частным извозом и шиномонтажом. «Ей бы никогда в голову не пришло, что ее муж или кто-то из его друзей может быть связан с террористами. Он ей сказал, что они едут в Москву, она и поехала за ним, не задавая вопросов, а о похищении Ставского даже не знала», — говорит ее адвокат Бирючева.
По ее словам, неосведомленность Датаевой о делах мужа подтверждает и то, что она не уничтожила документы заложника, оставленные в квартире, хотя на это у нее было два часа: милиционеры, стоявшие под дверью, ждали сотрудников МЧС со спецтехникой. «Мальчика же держали сначала в Алабино, а потом в Апрелевке, а в той квартире Чернобровкин хранил его документы, но об этом Датаева даже не подозревала. Я ей в соответствии с правилами даже объясняла, что признание вины облегчит ей наказание, но Датаева говорит, что ей просто не в чем признаваться», — уверяет адвокат. Бирючева.
Спасти ее подзащитную от уголовного преследования, говорит она, может только допрос еще одного подозреваемого — Александра Яшина.
Следователи нашли его фотографию в мобильном Чернобровкина и месяц назад поймали в Ингушетии. В ходе задержания Яшин оказал сопротивление, поэтому сейчас находится в госпитале СИЗО «Матросская Тишина» с 12 пулевыми ранениями, а дело в отношении него выделено в отдельное производство. «Датаева настаивает на его допросе, ведь он охранял Ставского-младшего и может подтвердить, что она вообще ни разу к заложнику не приезжала, а никто из друзей мужа ей ничего не говорил», — рассказала Бирючева. На первом же заседании по существу, которое состоится 22 июня в 12.00, говорит адвокат, она заявит ходатайство о привлечении Яшина в качестве свидетеля. Правда, говорить он пока не может.