Не отобрать, а объяснить: антиалкогольная кампания в России

Эволюция советских и российских антиалкогольных кампаний

«Газета.Ru»
Shutterstock
Проблема чрезмерного потребления алкоголя всегда была актуальна для нашей страны, да и для всего мира в целом. Поэтому традиционно государства всячески боролись с злоупотреблением алкоголя.

В XX веке противодействие алкоголизации населения приняло системный характер и глобальный масштаб. Но оказалось, что борьба с «зеленым змием» жесткими запретительными мерами — не самый эффективный способ.

В нашей стране антиалкогольных кампаний было несколько. Николай II воспользовался началом Первой мировой войны и вообще ввел сухой закон – сначала на момент мобилизации, затем – до окончания войны. Сперва запретили водку, а потом еще вино и пиво. Однако вскоре случились две революции, и всем стало не до этого.

Поначалу советские власти тоже начали бороться с алкоголем, запретив производство и торговлю спиртными напитками. Однако в 1923 году запрет был отменен.

Короткая антиалкогольная кампания в нашей стране прошла и в 1929 году. Тогда были массово закрыты пивные лавки и другие злачные места, образованы общества трезвости. Эти инициативы сопровождались, как это принято сейчас говорить, информационной кампанией по формированию трезвого образа жизни. Но, опять же, это было ненадолго.

При последнем Генеральном Секретаре ЦК КПСС Михаиле Горбачеве борьба с алкоголем разгорелась с новой силой, однако снова были «перегибы». Помимо запретов (порой алкоголь было нельзя купить с 13 часов дня), вырубались виноградники на огромных площадях – что приводило и к подрыву экономики целых регионов, и к расцвету самогоноварения, но не к искоренению пьянства.

Конечно, все антиалкогольные кампании в какой-то степени снижали общее потребление алкоголя в расчете на душу населения, способствовали снижению алкоголизации, вели к росту продолжительности жизни и даже росту рождаемости. Однако меры были не продуманы до конца, государство делало выбор вместо населения без разъяснений и без предварительной информационной работы, предпочитало резко сокращать предложение вместо снижения самого спроса на алкоголь. Из-за этого в массовом сознании все кампании воспринимались как инициативы не против пьянства, а против народа.

В XXI веке наше государство решило не повторять ошибок предшественников и действовать по-другому. Не запрещать и карать, а ограничивать и информировать.

Масштабная антиалкогольная кампания ведётся с 2009 года, когда стартовала федеральная программа «Здоровая Россия». Помимо информационной кампании о вреде злоупотреблений алкоголем в СМИ, проводимой Минздравом России и создания портала о здоровом образе жизни Takzdorovo.ru , приняты и серьёзные ограничительные меры. «Сейчас у нас есть эффективное антиалкогольное законодательство как на федеральном уровне, так и в регионах, включая ограничения продажи по времени, возрасту, ограничение мест продажи, запрет продажи через интернет. И мы будем со своей стороны делать все, чтобы он не было ослаблено», — заявляет министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Но нужно понимать, что ответственность за своё здоровье и за здоровый образ жизни лежит на нас самих. Государство может создать сколько угодно программ помощи людям с алкогольной зависимостью, сколько угодно информировать о вреде алкоголя, но принять решение не пить, принять решение лечиться от зависимости может только сам человек. Врачи и государство тут могут только оказать помощь больному: вместе с близкими такого человека.

«Лечение зависимости против воли человека невозможно. Оно требует осознанного решения и больших усилий. Для того чтобы добиться такого решения, близким необходимо, с одной стороны, четко обозначить свою отрицательную позицию по отношению к продолжению пьянства, а с другой — предложить всю возможную помощь для избавления от него. Сейчас в каждом крупном городе России есть наркологические центры. Даже в райцентрах сельской местности в поликлиниках обязательно есть кабинет нарколога», — говорит Алексей Надеждин, руководитель отделения коммуникационных технологий московского научно-практического центра наркологии.

Результаты новой кампании уже есть. По словам Скворцовой, вследствие проведения активной антиалкогольной политики, в стране последовательно снижается потребление алкоголя в стране. Если в 2005 году в России выпивали в среднем 20 литров чистого спирта на душу населения, то в 2015 году — уже 10,5 литров.

«Вселяет надежду положительная динамика, у нас сокращается подушное потребление алкоголя, у нас существенно сократилось количество смертей от отравлением алкоголем за последние 10 лет и, самое главное, количество алкогольных психозов существенно сократилось — вдвое за несколько лет», —говорит Алексей Надеждин.

По словам Дарьи Халтуриной, председателя правления Совета по общественному здоровью и демографии, научное сообщество пришло к выводу, что в том числе благодаря последовательной антиалкогольной кампании, в 2015 году в России был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни за всю историю страны — средняя продолжительность жизни в России оказалась равна 71,4 года (для мужчин составила 65,9 лет, для женщин — 76,7 лет). Россия вышла на 1 место в мире по темпам снижения смертности и роста продолжительности жизни среди среднеразвитых и высокоразвитых стран.

Это очень неплохой результат, но нужно понимать, что это – только начало совместной борьбы государства и каждого россиянина со злоупотреблением алкоголем.

Если вам требуется консультация наркологов или психологов в вопросах отказа от алкоголя, позвоните на бесплатный телефон «горячей линии» 8 800 2000 200.

Больше информации о вреде потребления алкоголя — на сайте takzdorovo.ru