30 лет назад прямо на Красной площади сел самолет «Цессна-172», за штурвалом которого находился 19-летний немец Матиас Руст. Вылетев в 13.30 из аэропорта в Хельсинки, он с отключенными, кроме приемника бортового радиокомпаса, средствами радиосвязи пересек границу воздушного пространства СССР, долетел до Москвы и приземлился на Большом Москворецком мосту. За полетом наблюдали войска ПВО, для опознания объекта были высланы истребители. Однако сбивать самолет было запрещено, так что до Москвы он добрался невредимым. Сам Руст называл свой полет «полетом мира». «Прежде всего, этим полетом я хотел способствовать миру во всем мире, — говорил он. — Вторая моя цель — посодействовать взаимопониманию между нашими народами через этот полет». Однако от тюремного заключения мирные намерения его не уберегли: юноша был обвинен в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы и осужден на четыре года. Впрочем, уже в следующем году он был амнистирован и вернулся в Германию.
Произошедшее повлекло за собой многочисленные перестановки в составе высшего и среднего генералитета. Должностей лишились министр обороны СССР маршал Соколов, главный маршал авиации СССР Колдунов, главком ВВС страны маршал авиации Ефимов и еще около 300 генералов и старших офицеров. Представители советских Вооруженных сил придерживались версии о том, что полет был акцией иностранных спецслужб, причем проведенной с согласия руководства СССР. Впоследствии даже якобы появились признания высокопоставленных военных, что эта операция проводилась по указу Горбачева именно с целью чистки.
Сам же Руст, вернувшись на родину, был лишен лицензии пилота. Он поступил на альтернативную военную службу в госпиталь, где набросился с ножом на медсестру, отвергшую его ухаживания. После этого он провел в тюрьме еще несколько лет, открыл в России обувной магазин, который не принес ему особого дохода, подался в индуизм и женился на девушке из Индии. На жизнь зарабатывал игрой в покер, преподаванием йоги и аналитикой для инвестиционного банка. Был еще несколько раз судим за кражи из магазинов.
Самолет же до 2008 года находился в собственности богатого японского бизнесмена, который надеялся, что с годами его стоимость вырастет. В 2008 году он продал «Цессну» Немецкому техническому музею, в фойе которого она сейчас и находится.