Ученые определят реальные цвета живописи Феофана Грека в церкви Спаса в Великом Новгороде

Людмила Ф-С/Wikimedia Commons

Написанные Феофаном Греком изображения в церкви Спаса на Ильине улице в Великом Новгороде черно-красные, почти монохромные. По словам искусствоведов такая палитра нехарактерна для древнерусского мастера фресковых росписей – до сих пор исследователи не пришли к общему мнению о причинах ее появления. Физики из Объединенного института ядерных исследований установят истинные цвета живописи Феофана Грека с помощью нейтронно-активационного анализа, об этом ученые рассказали «Газете.Ru».

По словам физиков, результаты их работы помогут реставраторам точно восстановить изначальный вид фрески – она будет такой, какой ее задумывал автор.

«Для искусствоведов это настоящая загадка: это авторская аскетичная палитра или результат воздействия окружающей среды? Для поиска ответа на этот вопрос мы начали исследование другого памятника. В новгородской церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря лишь некоторые фрагменты изображений имеют нехарактерные цвета, например, нимб красного цвета. Мы провели температурный эксперимент и составили шкалу температурных переходов основных цветов, и теперь знаем, какой цвет при какой температуре как изменяется. На основании этих данных мы проводим цифровую реконструкцию отдельных фрагментов фресок. Сейчас готовим публикацию на эту тему», – рассказал начальник ГНАА ЛНФ ОИЯИ Андрей Дмитриев.

Исследования фрески с изображением трех апостолов из Симеоновской церкви показали, что под воздействием температуры желтая охра за несколько минут превращается в красную. И действительно, в летописи отмечается, что в 1471 году, когда Иван III завоевывал Великий Новгород, церковь «огорела».Это может указывать на возможную причину смены цвета фрески.

Для проведения нейтронно-активационного анализа ученые помещают образец живописи в поток нейтронов, и в результате ядерных реакций возникают «превращения», которые фиксируют физики с помощью спектрометрического оборудования.

«Далее снятый спектр мы обрабатываем и вычисляем точный элементный состав. Большинство элементов мы видим с чувствительностью 1 атом на 1 млн других. Для некоторых, например, золота соотношение более точное – 1 на 1 млрд. На основе элементного состава мы можем говорить об использованных материалах: пигментах и штукатурках», – объяснил Дмитриев.

Ученые уже смогли определить истинные цвета фресок в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря и церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде, а также в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря. Подробнее об их открытиях – в материале «Газеты.Ru».