Владимир Ленин не мог написать и даже надиктовать свою последнюю работу «Лучше меньше, да лучше», которая была написана 2 марта 1923 года, из-за глубокого поражения мозга нейросифилисом, считает председатель секции геронтологии МОИП при МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор Валерий Новоселов. Специалисту удалось ознакомиться с нецензурированным дневником лечащих врачей Ленина, который велся в последние два года жизни вождя.
«Осенью 1922 года он даже выступал. Динамика волнообразная. То ему плохо, он не может говорить, то кислород прошел по сосуду, и у него все нормально. Но вот мог ли он написать две свои последние работы «Лучше меньше, да лучше» и «О кооперации»? Я делаю вывод, что самую последнюю работу он уже не мог не только написать, но и надиктовать», – отметил Новоселов.
По его словам, в 1922 году Ленин сразу теряет речь и интеллект, но поскольку это воспаление, то деменция развивается волнообразно.
«25 мая 1922 года у него обширное поражение речи, он не может выполнить простейшие команды, — а в начале июня уже все нормально, и он не понимает, что это было. Потом это все повторяется. На какой-то стадии образуется полноценный инсульт. В начале марта 1923 года — следующий инсульт», – констатировал Новоселов.
Более того, у Владимира Ильича также были и галлюцинации, подробно описанные в дневниках.
«Зрительный бугор находится поблизости от четверохолмия, куда произошло кровоизлияние, — туда восходят все афферентные сигналы. Если есть воспаление, то какие-то сосуды сужаются. Есть еще стопроцентное доказательство, что у Ленина был именно нейросифилис, и оно связано с видом его сосудов при вскрытии. Его сосуды были похожи на шнуры. При нейросифилисе непроходимость гораздо больше, чем при атеросклерозе, что приводит к такому эффекту. Берешь труд любого сифилидолога, и у каждого все это описано: шнуры, тяжи», – заключил специалист.
Подробнее о том, что происходило с Лениным в последние два года жизни – в материале «Газеты.Ru».