Для замедления процесса старения можно применить два основных подхода – редактирование генов и влияние на экспрессию (активность) генов. Об этом «Газете.Ru» рассказал ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, профессор кафедры геномики и биоинформатики Сибирского федерального университета (СФУ), генетик Константин Крутовский.
«Оба подхода находятся на начальной стадии развития. Например, в относительно недавних научных статьях показано, что увеличение экспрессии генов, кодирующих теломеразы, может увеличить продолжительность жизни мышей и продлить жизнь клеток в культуре», – рассказал Крутовский.
Другие исследования сосредоточены на генах, которые контролируют механизмы, связанные с метаболизмом и иммунной системой. Например, исследования показали, что манипуляция геном FOXO3 может увеличить продолжительность жизни у людей и животных.
Другой подход – регуляция экспрессии генов с помощью интерферирующей РНК. По словам специалиста, RNAi-терапия уже используется для лечения как некоторых наследственных заболеваний (амиотрофический боковой склероз, гемофилия, синдром Дауна и другие), так и инфекционных заболеваний в том числе.
«Сейчас RNAi-терапия тоже находится в стадии исследования и разработки. Но интересно отметить, что появилось все больше работ, которые показывают, что РНК может попадать в клетки человека через пищеварительный тракт вместе с пищей и влиять на нас через регуляцию активности наших генов», – рассказал Крутовский.
Выяснив этот механизм, китайцы сейчас уже даже официально регистрируют препараты традиционной китайской медицины, которые раньше считались сомнительными из-за отсутствия объяснения механизма их воздействия, — говорит генетик.
«Среди этих препаратов могут быть и те, что усиливают активность генов, связанных с репарационными механизмами. Таким образом могут быть созданы и реально работающие, революционные геропротекторы», — считает он.
Подробнее о том, почему редактирование генома – рисковая идея, что особенного было в геноме самой старой женщины на планете, которая умерла в возрасте 115 лет, – в интервью «Газеты.Ru».