Ученые предложили делать бетон для дорог в Арктике из отходов металлургических производств

Depositphotos

В НИТУ МИСИС в сотрудничестве с ПАО «Северсталь» предложили производить бетон из отходов, образующихся на различных этапах металлургического производства. Предложенная технология подойдет для строительства дорог в суровых климатических условиях, например, в Арктике. Об этом «Газете.Ru» рассказали в НИТУ МИСИС.

Обычно для производства бетона используют два вяжущих материала: цемент и битум. Из первого получается серый бетон, а из второго – асфальтобетон. Однако производство цемента крайне неэкологично и очень затратно. Ученые предложили новый подход: использовать в качестве вяжущих веществ доменный шлак терриконов. Это отходы, остающиеся после получения чугуна и стали.

По словам ученых, технология позволит более чем в два раза снизить энергоемкость производства цемента — до 2,3 ГДж на тонну вместо 5-8. Снижение энергоемкости будет способствовать не только сокращению количества выбросов парниковых газов, но сможет решить проблему утилизации отходов. Кроме того, его стоимость также будет ниже.

«Для определения коррозионных свойств был изготовлен лабораторный стенд, позволяющий моделировать условия нахождения бетонных изделий в морской воде для проведения ускоренных испытаний, так как коррозия цементного камня может протекать в течение нескольких лет. Модельные образцы находятся на причале и в зоне переменного уровня воды (при смене времен года образцы находились то над поверхностью воды, то под водой) уже более 2 лет, а их прочность только возрастает. На момент первых испытаний, которые были проведены спустя 5 месяцев после изготовления образцов, предел прочности на сжатие бетона составлял 10-20 Мпа, на данный момент прочность составляет уже 25-30 Мпа», — рассказал «Газете.Ru» соавтор исследования, сотрудник кафедры Функциональных наносистем и высокотемпературных материалов НИТУ МИСИС Бекзод Хайдаров.

По словам исследователей, конечная цель проекта – разработка минеральных шлаковых вяжущих и шлаковых бетонов для сооружения портовой и гражданской инфраструктуры в Арктическом регионе.