Эксперимент опроверг существование веры макак в справедливость

Jana Wilken, Rowan Titchener/DPZ

Новый эксперимент опроверг существование у макак чувства справедливости. Об этом сообщает Немецкий центр приматологии.

На протяжении многих лет считалось, что лишь люди способны испытывать сложные эмоции, в том числе — ощущать несправедливость. Для восприятия этой концепции необходимо обладать развитым мозгом, уметь сравнивать себя с сородичами и определять соответствие поступка и последствий (награды или наказания). Однако в последние годы стали появляться признаки того, что обезьяны имеют понятие о справедливости. Например, получило популярность видео, на котором животное кидает награду-огурец в своего дрессировщика, поскольку его сородич за выполнение аналогичного задания получил сладкий виноград.

Новое исследование поведения макак-крабоедов показало, что у подобной реакции есть другое объяснение, не связанное с развитым абстрактным мышлением. Эксперимент проводился по четырем сценариям, но все они имели между собой сходство: у одной из макак на виду была качественная награда, но за выполнение работы они получали плохую. В двух сценариях награду распределял человек, в двух — автоматическая кормушка, также в двух сценариях — обезьяна с сородичем, при этом сородич всегда получал качественную награду. Четыре эксперимента позволили проверить комбинации всех возможных вариантов.

Jana Wilken, Rowan Titchener/DPZ

Выяснилось, что обезьяны почти никогда не отказывались от плохой награды, которую им давала автоматическая кормушка, но делали это более чем в 20% экспериментов, в которых пищу предлагал человек. Этот поведенческий паттерн согласуется с разочарованием в человеке, который решает дать животному меньшее вознаграждение, чем мог бы. Поскольку обезьяны хорошо отличают одушевленные предметы от неодушевленных, они не могут обидеться на автомат распределения. Наличие же сородича, который получал более хорошую награду, практически не влияло на отказ от еды. Зато ученые обнаружили сильные половые отличия — если самки отказывались от даваемой человеком плохой еды в 8% случаев, то самцы — в 42%.

Таким образом авторы приходят к выводу, что то, что в прошлых экспериментах принимали за «бунт» против несправедливости, в действительности может быть жестом негодования из-за плохого отношения человека. С другой стороны, этот вывод необходимо будет проверить в ряде других экспериментов, поскольку подобные исследования очень сложны и требуют учета массы мелочей.