Невролог Вознюк объяснил, что может заставить мозг развиваться во взрослые годы

Depositphotos

Во взрослые годы, примерно с 20 до 50 лет, основным толчком к освоению совершенно новых навыков могут стать серьезные угрозы жизни и социальному статусу. Однако в этот период жизни обучение дается сложнее, чем в детстве, и важно не «перегрузить» голову — это может вылиться в неврозы, гормональные сбои и другие проблемы со здоровьем, рассказал «Газете.Ru» профессор кафедры неврологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова Игорь Вознюк.

«Форсированные возможности для освоения незнакомых задач потребуют большего уровня мотивации, например, угроза голода, десоциализации, угроза жизни. Как в детстве уже не получится, период «роста» ЦНС закончился, работа «факторов роста» новых структур не является центральной биологической задачей для организма. Для обеспечения мобилизации может быть востребован потенциал верхних «эшелонов» гормональной системы (гипофиз). «Выброс» так называемых эндогенных релизинг-факторов и пептидов мобилизующих адренергическую («аварийную») систему головного мозга (медиаторы базальных ядер глубоких отделов головного мозга), активизирующую и обеспечивающую процессы активного обучения. На физиологическом уровне это чувствовал каждый — мандраж перед сдачей экзаменов в студенчестве. Кстати, дети учатся легко и без стрессового переживания, так как в том периоде нет «форсированной мобилизации».

При этом важно, чтобы затраты сил и времени на освоение нового предмета не истощали ресурсы организма — иначе можно столкнуться с серьезными последствиями.

«Одна из главных проблем — затратность и длительность периода освоения нового предмета. Если он превышает по силе или времени ресурс гормональной системы (обеспечение стабильности), обучение может прекратиться (перейти в игнорирование) или разовьется повреждение (заболевание). Это, например, невроз, депрессия, нарушение вегетативной регуляции (дистония, десинхроноз), гипертоническая болезнь, нарушение работы гормональных органов от щитовидной железы и ниже по иерархии (например, тиреоидит, диабет, срыв менструального цикла у женщин и т.п.)», — добавил он.

Подробнее о том, как меняется мозг по мере старения и кому проще учиться чему-то новому после 50 лет — в материале «Газеты.Ru».