Психологи из НИУ ВШЭ выяснили, что предыдущий опыт иногда заставляет принять плохое решение

Freepik.com

Исследователи из Института когнитивных нейронаук показали, что ценность того или иного варианта при принятии решения не абсолютна, а зависит от того, какие опции имеются у человека, то есть от контекста. Об этом НИУ ВШЭ сообщает в своем научном дайджесте.

«Допустим, у вас есть какое-то задание, за которое вы можете получить 10 рублей. И есть второе — за него вы можете получить 100 рублей. Очевидно, что второе будет более ценным. Но если появится третье задание, за которое вам могут дать миллион, оценка второй опции поменяется», — пояснила «Газете.Ru» одна из авторов статьи, стажер-исследователь из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Ануш Гамбарян Вачагановна.

Ученые также показали, что ценность опции зависит не только от тех выборов, которые есть на данный момент, но и от тех, которые человек привык выбирать ранее.

«Мы пытались сначала научить человека выбирать опцию с наибольшим выигрышем, затем — с наименьшей потерей, а после — смешивали опции, которые предлагали в первом и втором задании. При этом человек мог выбрать между наименьшей потерей и маленьким выигрышем. И он чаще выбирал опцию с наименьшей потерей. Хотя разумнее было бы получить небольшой выигрыш», — рассказала Гамбарян.

Зависимость от прежнего опыта может быть полезна при адаптации к новым условиям. Но из-за субъективности выбора сложно правильно распорядиться имеющимися знаниями в новых условиях.