Генеральный директор Центра Келдыша Владимир Кошлаков на форуме «Армия-2022» рассказал ТАСС, что специалисты российского Центра Келдыша ведут поиск альтернативных ксенону рабочих тел в ионных двигателях. Как вариант рассматриваются инертные газы криптон и аргон в качестве рабочего тела для ионных двигателей большой мощности — 30-100 кВт.
Кошлаков отметил, что если речь идет об околоземной орбите, то вопрос усложняется. «Поскольку надо считать массу рабочего тела не здесь, а на орбите, и она получается все равно дорогим рабочим телом», — заключил специалист.
Ионный двигатель — тип электрического ракетного двигателя, принцип работы которого основан на создании реактивной тяги на базе ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле. Достоинством этого типа двигателей является малый расход топлива и продолжительное время функционирования.
Недостатком ионного двигателя является ничтожная по сравнению с химическими двигателями тяга. По сравнению с двигателями с ускорением в магнитном слое ионный двигатель обладает большим энергопотреблением при равном уровне тяги. Ионные двигатели используют повышенные напряжения, обладают более сложной схемой и конструкцией, что усложняет решение задачи обеспечения высокой надежности и электрической прочности двигателя.
Сфера применения: управление ориентацией и положением на орбите искусственных спутников Земли (некоторые спутники оснащены десятками маломощных ионных двигателей) и использование в качестве главного тягового двигателя небольших автоматических космических станций.
Ионный двигатель характеризуется малой тягой и высоким удельным импульсом. Ресурс работы оценивается в диапазоне 10 тысяч — 100 тысяч часов. В настоящее время разрабатывается новое поколение ионных двигателей, рассчитанных на расход 450 килограммов ксенона, чего хватит на 22 тысячи часов работы при максимальном форсаже.
Ранее в «Роскосмосе» сообщили, что также гости форума «Армия-2022» смогут увидеть робототехнический комплекс «Маркер» (разработка НПО «Андроидная техника»), который был протестирован в качестве комплекса охраны на космодроме «Восточный», а также сверхэкономичные и высокоресурсные двигатели космических аппаратов на базе холловских и ионных двигателей.