Расчлененный цыпленок в кувшине: как афиняне проклинали своих врагов

Жители Афин накладывали проклятия при помощи частей тушки цыпленка

Георгий Марков
Athenian Agora excavations
Древние афиняне накладывали проклятия на своих врагов при помощи проткнутого железным штырем кувшина с расчлененным цыпленком. Считалось, что адресатам злых чар будет передаваться беспомощность птенца. Научное открытие сделала Джессика Ламонт из Йельского Университета.

Разгадана тайна глиняного кувшина, обнаруженного археологами в 2006 году под полом одного из зданий Агоры – городской площади древних Афин. В сосуде, возраст которого достигает 2300 лет, находились кости расчлененного цыпленка. Как утверждается в исследовании, размещенном в журнале Hesperia, необычная находка была частью древнего ритуала проклятия. Она рассказала ученым о том, как люди периода античности пытались использовать «магию».

Сотрудник Йельского Университета Джессика Ламонт уточнила, что в кувшине покоились голова и конечности цыпленка возрастом не старше семи месяцев.

Около 300 года до нашей эры афиняне наложили проклятие и проткнули сосуд насквозь большим железным штырем.

«Внешняя поверхность сосуда изначально была покрыта текстом. Когда-то на кувшине были написаны более 55 имен. Некоторые из них сохранились в виде разбросанных, плавающих букв», — отметила Ламонт.

Athenian Agora excavations

Судя по почерку, имена людей нанесли как минимум два человека, считавшие себя экспертами в области заклинаний. Их мотивы остаются неизвестными. Возможно, конфликт связан с судебным делом. Причем, помимо основных фигурантов, проклятие могло быть наложено на членов их семей и сторонников. По версии ученого, судебный процесс мог быть вызван трудовым спором. К примеру, проклятие могли создать ремесленники, работавшие в здании, где и был найден загадочный кувшин.

Ламонт также добавила, что штырь и цыпленок сыграли какую-то роль в проклятии.

По словам исследователя, такие штыри «обладают сдерживающей силой и символически ограничивают способности жертв проклятия». Согласно предположению автора статьи, создавшие проклятие лица, вероятно, хотели передать «беспомощность и неспособность цыпленка защитить себя» тем людям, имена которых написаны на кувшине. А наличие головы и голеней цыпленка в сосуде может говорить о том, что, прокалывая их штырем, «колдуны» стремились повредить те же части тела своих жертв.

Athenian Agora excavations

Проклятие было направлено на подавление физических и когнитивных способностей упомянутых на кувшине людей, констатировала Ламонт. Причем глиняный сосуд установили рядом с пепелищами с останками животных. По задумке «чародеев», это должно было увеличить силу проклятия.

Не исключается также, что конфликт, послуживший поводом к наложению проклятия, был вызван борьбой за власть различных политических и военных группировок после смерти Александра Македонского.

Пять лет назад Ламонт установила назначение пяти свинцовых табличек IV века до. н. э., обнаруженных в 2003 году в ходе раскопок кладбища, расположенного недалеко от Пирея. Выяснилось, что на четырех табличках были написаны проклятия, призывающие богов загробного мира «забросать ненавистью» владельцев четырех таверн. Пятая табличка осталась пустой: в этом случае, скорее всего, проклятие было произнесено устно.

«Направляю свою ненависть на Деметриуса и Фанагору, их таверну и их имущество. Я свяжу врагов моих, Деметриуса и Фанагору, кровью и прахом с миром мертвых», – гласил текст на одной из табличек.

Кроме того, создатель проклятия грозил наслать на язык Деметриуса kynotos, что в буквальном переводе означает «собачье ухо». В Древней Греции так обозначали минимальную (невезучую) комбинацию в игре в кости.

Каждая табличка была проколота свинцовым гвоздем и размещена в могиле некоей женщины, которая, по мнению ученых, не имела отношения к проклятию. Место ее захоронения могли использовать, чтобы спрятать таблички.

В 2016 году на дне 2500-летнего колодца в Афинах нашли более 30 подобных табличек из свинца с проклятиями.

И в этом случае составители текста просили богов причинить вред конкретным людям.

Как следует из трудов Цицерона, закон о захоронениях, запрещавший помещение проклятий в могилах, принял Деметрий Фалерский – абсолютный правитель Афин в 317-307 годах до н.э. Он же ввел новую должность — в городе появился смотритель, надзиравший за соблюдением этого закона.

Вероятно, тогда и родилась новая практика — таблички с проклятиями начали бросать в колодцы. Основной целью было доставить послание в загробный мир.