В 1783 году императрица Екатерина II подписала манифест о присоединении к России Крыма, Тамани и Прикубанья. Территория империи стремительно росла, чему способствовали военные успехи. Перенос государственной границы далеко на юг позволил жителям рубежных земель перейти к мирным занятиям. Отныне они могли не бояться набегов степняков. Укоренение России на Черном море имело колоссальное значение для экономического развития державы. Безлюдные пространства с плодородными почвами стремительно колонизировались. Строился и развивался торговый флот. Одновременно с событиями в Причерноморье значительно укреплялись позиции России в Закавказье. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Петербург принял под свое покровительство Кахетию и Картли (Восточную Грузию).
Все это раздражало Османскую империю, жаждавшую реванша за поражение в войне 1768-1774 годов. Противоречия накапливались в течение нескольких лет.
Наконец, летом 1787 года турки потребовали от России признания верховной власти Турции над Грузией и допуска в Крым турецких консулов. Ситуацию накаляли и нарушения турками договоренностей в Молдавии и Валахии. Яростный протест со стороны султанского правительства вызвало путешествие Екатерины II в Крым.
В августе того же года русский посланник в Константинополе Яков Булгаков подвергся аресту. Это означало объявление войны. Турция начала активные боевые действия на суше и море, что не было на руку России из-за неблагоприятной внешнеполитической обстановки и сильнейшего неурожая. Однако ход кампании с первых сражений складывался в пользу Русской императорской армии.
В том же году Александр Суворов с небольшим отрядом разгромил врага у Кинбурна, а в 1789 году — при Фокшанах и на реке Рымник. В последнем случае русские, действовавшие вместе с австрийцами, потеряли 45 человек убитыми и 133 ранеными против 17 тыс. погибших у турок. За эту победу полководец получил графский титул и приставку к нему — «Рымникский». А Григорий Потемкин в 1788-м после долгой осады овладел «ключом к Черному морю» — Очаковом, турецкой крепостью на Днепровском лимане. 50-тысячная армия Петра Румянцева взяла Хотин. Наряду с сухопутными войсками результативно действовал флот под командованием адмирала Федора Ушакова.
Русские войска продвинулись до низовьев Дуная. Были взяты крепости Гаджибей, Аккерман, Бендеры. Под влиянием поражений Турция начала переговоры о мире, но под нажимом Англии и Пруссии отказалась от этой идеи. Одновременно Россия вступила в войну со Швецией.
Особое значение во второй русско-турецкой войне в эпоху Екатерины II имело взятие Измаила — цитадели турецкого владычества на Дунае.
Крепость располагалась на склоне высот, покатых к реке, была защищена восьмиметровым валом и рвом шириной в 12 м. Широкая лощина, простиравшаяся с севера на юг, разделяла Измаил на две части. Крепостная ограда имела форму прямоугольного треугольника, прямым углом обращенного к северу, а основанием — к Дунаю. Валы обороняли 260 орудий, из которых 85 пушек и 15 мортир находились на речной стороне. Городские строения за стенами были приведены в оборонительное состояние. Было заготовлено большое количество огнестрельных и продовольственных запасов. Гарнизон крепости состоял из 35 тыс. человек под командованием Айдозли-Махмет-паши. Турки считали Измаил неприступным.
Как отмечал в своей работе, вышедшей в 1890 году, генерал Николай Орлов, овладеть Измаилом было необходимо вследствие не только военных, но и политических причин.
«Сильная, хорошо снабженная крепость, мужественный комендант, превосходный по числу гарнизон, храбрость которого возбуждалась еще угрозою смертной казни, — вот трудности, которые нужно было преодолеть русским», — констатировал он.
Согласно Орлову, Екатерина II требовала скорейшего заключения мира. В свою очередь, Потемкин понимал, что до падения Измаила турки не согласятся на выгодные России условия. Было решено окончить кампанию 1790 года большой победой. Именно Потемкин поручил решить дело Суворову.
«Флотилия под Измаилом истребила уже почти все их суда и сторона города к воде открыта. Остается предпринять с помощию Божиею на овладение города. Для сего Ваше Сиятельство извольте поспешить туда для принятия всех частей в нашу команду, прибыв на место осмотрите чрез инженеров положение и слабые места. Сторону города к Дунаю я почитаю слабейшею», — писал генерал-фельдмаршал.
У Суворова было около 30 тыс. воинов. Примерно четверть составляли казаки, вооруженными только пиками.
После тщательной подготовки он назначил время штурма на 22 декабря (по нов. стилю) 1790 года. Желая избежать кровопролития, Суворов отправил коменданту Измаила письмо с требованием сдачи: «24 часа — воля, первый выстрел — уже не воля, штурм — смерть». Турецкий паша ответил отказом: «Скорее Дунай остановится в своем течении, небо упадет на землю, чем сдастся Измаил».
Турки оказывали отчаянное сопротивление, борясь за каждый дом. В результате шестичасовой схватки крепость была взята штыковой атакой.
Десять дней спустя Суворов так докладывал о ходе штурма в рапорте Потемкину: «Жестокий бой, продолжавшийся внутри крепости, чрез шесть часов с половиною, с помощию Божиею, наконец решился в новую России славу. Мужество начальников, ревность и расторопность штаб- и обер-офицеров и беспримерная храбрость солдат одержали над многочисленным неприятелем, отчаянно защищавшимся, совершенную поверхность, и в час пополудни победа украсила оружие наше новыми лаврами. Оставались еще в трех местах засевшие неприятели к единому своему спасению в одной мечети, в двух каменных ханах и в казематной каменной батарее. Все они прислали своих чиновников при наших офицерах просить пощады».
В бою за Измаил прославился ученик Суворова — будущий полководец Михаил Кутузов.
Позднее Суворов пояснил, что Кутузов шел на левом крыле наступления, но был его правой рукой. Описывая подвиг своего генерала, Суворов заметил, что тот показал «личный пример храбрости и неустрашимости», преодолел под сильным огнем неприятели все встреченные им трудности, «перескочил через палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями».
Именно Кутузова Суворов назначил новым комендантом крепости.
Штурм Измаила вошел в историю русского военного искусства. Потери войск Суворова составили 5 тыс. человек. Турки лишились 26 тыс. воинов.
После уничтожения турецкого флота Ушаковым недалеко от Варны турки запросили мира. Мирный договор между Россией и Турцией был подписан 9 января (по нов. стилю) 1792 года в Яссах. Турки уступили все земли Причерноморья до Днестра, включая Очаков, а также обязывались возместить ущерб за набеги на Северном Кавказе.
Вместе с тем Молдавия, Бессарабия и Валахия оставались за Константинополем.
В результате русско-турецких войн ускорилось хозяйственное освоение степного юга России. За несколько лет были построены города, ставшие крупными центрами, — Николаев, Одесса, Екатеринодар (ныне Краснодар).