После того как американские СМИ объявили демократа Джо Байдена победителем президентской гонки, эксперты соревнуются в прогнозах о том, какими будут первые шаги нового главы Белого дома в различных направлениях политики.
Что ожидает США при Байдене в области космоса, следует ли ждать отказа от планов возвращения на Луну — такие вопросы задают американские и не только специалисты.
Объявив о своей победе, команда Байдена обозначила четыре приоритета, которым будет уделено внимание на переходный период –
борьба с коронавирусом, экономическое восстановление, расовое равенство и борьба с изменением климата.
И хотя явных сигналов об изменении в приоритетах NASA пока не прозвучало, многие эксперты сходятся на том, что в области космоса США следует ожидать сдвига от трамповских лунных планов в область более приземленных задач.
Такие выводы делаются на основе заявлений, прозвучавших еще в июле со стороны партии Джо Байдена: «Демократы поддерживают усиление миссий NASA и Национального управления океанических и атмосферных исследований по наблюдению Земли для лучшего понимания того, как климат воздействует на нашу планету».
Не дожидаясь распоряжений из Белого дома, накануне глава NASA Джим Брайденстайн сообщил, что намерен покинуть свой пост, даже если новый президент страны Джо Байден попросит его остаться в новой администрации.
«Им нужен кто-то, имеющий тесные отношения с президентом США... кто-то, пользующийся доверием администрации... включая Административно-бюджетное управление, Национальный совет по космосу, Совет национальной безопасности.
Думаю, я не гожусь для этого в новой администрации», — приводит слова чиновника издание Aviation Week.
«Управление способностью Земли поддерживать человеческую жизнь и биоразнообразие, на мой взгляд, скорее всего, будет доминировать в гражданской космической повестке администрации Байдена-Харрис», — заявила на днях на конференции SpaceVision 2020 Лори Гарвер, бывшая замглавы NASA при администрации Барака Обамы.
Однако переключение на новые приоритеты, несомненно, произойдет за счет распиаренной и дорогостоящей программы «Артемида» по возвращению американских астронавтов на Луну.
«Каких-либо серьезных изменений в проекте «Артемида» ожидать не стоит, поскольку в него, в ту технику, которая необходима для высадки на Луну, вложены большие деньги, порядка $40 млрд. Трамп был энтузиастом космоса, мало понимая в нем, — рассказал «Газете.Ru» Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. — Думаю, возможен перенос сроков высадки в правую сторону — с 2024 на 26 или 28 год. Впрочем, о том, что высадка в 2024 году нереальна, говорилось понимающими людьми и при Трампе».
«Я не знаю ни одного человека, который бы считал, что мы долетим туда к 2024 году», — соглашается Лори Гарвер, передает SpaсeNews. По ее словам, этот скептицизм основан на объемах выделенных на программу средств, при том что большая их часть еще только будет потрачена. «Без разницы, кто выиграл, это было неосуществимой задачей», — считает экс-замглавы NASA. Впрочем, Гарвер уверена, что простой сдвиг сроков вправо не позволит сэкономить много денег на высадке на Луну.
«Несмотря на воодушевление в конгрессе, там отсутствует понимание того, когда и в какие временные рамки мы должны выполнить задачи «Артемиды», — считает сенатор Мария Илэйн Кантуэлл. По ее мнению, высадка американцев на Луне в 2024 году «потребует невероятных усилий и ресурсов».
Срок в 2024 год был всегда несколько сомнительный, учитывая историю строительства масштабных космических проектов, утверждает Уэнди Кобб, профессор Школы перспективных исследований в области авиации и космоса США.
Что касается отношений с Россией в космосе, Моисеев не видит тут перспектив крутых поворотов в связи со сменой администрации.
«МКС, один из важнейших проектов, которые совместно ведутся, будет доведен. Правда, сейчас поговаривают, что
продления до 2030 года уже не будет, и это связано с серией последних неприятностей на станции. С инженерной точки зрения они не столь существенны, но психологически и политически они могут создать основу для прекращения ее работы в 2024 году, — считает эксперт.
— Что же касается совместного полета на Луну, то это зависит от нас, а у нас нет таких возможностей, мы ничего не можем им предложить».
При этом, по его словам, негативную роль в совместном освоении космоса могут играть санкции. «Санкции работают в одну сторону — они вводятся, а снимать их очень сложно. И нужно, чтобы в США кто-то был очень заинтересован в снятии этих санкций, но этого не наблюдается», — резюмировал Моисеев из Института космической политики.