«Ездят развалюхи»: как случилась крупнейшая катастрофа в бакинском метро

25 лет назад в метрополитене Баку произошел страшный пожар

ОРТ/РТР/ТВ6, из архива Всеволода Назимкина
28 октября 1995 года в Баку произошла крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории всех метрополитенов мира. В результате пожара, вспыхнувшего в вагоне электропоезда во время движения между станциями, погибли 286 человек, еще примерно столько же получили ранения. Власти Азербайджана назвали причиной ЧП ошибочное решение машиниста остановиться в тоннеле.

Бакинский метрополитен был запущен в 1967 году, став пятым в Советском Союзе после подземок Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси. Он и сегодня занимает пятое место на постсоветском пространстве по пассажиропотоку и ряду других важных характеристик. История метро Баку знает несколько инцидентов, которые приводили к гибели людей. Так, 13 марта и 3 июля 1994 года – сначала на платформе станции, затем в вагоне электропоезда – произошли теракты. В результате первого взрыва погибли 114 человек, 49 получили ранения. Во втором случае жертв было 13, раненых – 58. Власти Азербайджана объявили тогда, что теракты организовали спецслужбы Армении.

А 28 октября 1995 года в бакинской подземке произошла крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории.

В пожаре погибли 286 пассажиров, в том числе 28 детей, и трое спасателей. Ранения получили 270 человек.

ОРТ, из архива Всеволода Назимкина

Трагедия разыгралась около 17:00. В источниках можно встретить утверждения о том, что ЧП случилось в самый «час пик», когда горожане возвращались с работы домой, а вагоны были забиты под завязку. Это не совсем так: 25 лет назад этот день выпал на субботу. В противном случае погибших было бы еще больше.

Когда внезапно загорелся тяговый двигатель одного из вагонов, растерявшийся машинист остановил состав в узком тоннеле между станциями «Улдуз» и «Нариман Нариманов». Огонь быстро распространялся, чему способствовала отделка вагонов, на 98% состоящая из легковоспламеняющихся материалов. Машинист сразу же сообщил об аварии диспетчеру. Было принято решение снять напряжение с контактного рельса. Это соответствовало инструкции, однако вернуть обесточенный состав на станцию стало теперь невозможно.

Как рассказывали очевидцы, в последних двух вагонах неожиданно запахло гарью, потом погас свет. Шесть вагонов в считанные секунды охватило пламя, образовав огненную ловушку.

ОРТ, из архива Всеволода Назимкина

Из-за недостаточной вентиляции и слабой освещенности тоннеля многие пассажиры задохнулись или были задавлены в панике. Пытаясь выбраться из поезда, бакинцы разбивали окна и двери, получая резаные раны. Около 40 тел нашли на путях в тоннеле – люди просто не дошли до ближайшей станции, где можно было спастись. Несколько человек умерло от поражения электрическим током после того, как они попытались схватить силовые и коммуникационные кабели, чтобы обойти пылающий поезд. Других добил едкий дым – продуктами горения отравилось большинство погибших. Под действием тоннельной вентиляции, включенной в режим нагнетания со стороны станции «Улдуз», облако двигалось по пути эвакуации основной массы пассажиров.

Один из выживших позднее вспоминал: «Как только поезд вошел в тоннель, я увидел вспышку. Затем пламя охватило вагон, был звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали разбивать окна, чтобы выбраться оттуда. Мы начали задыхаться».

РТР, из архива Всеволода Назимкина

Через три дня после трагедии в Баку «Коммерсант» со ссылкой на неназванных специалистов писал о том, что многих жертв можно было избежать, если бы машинист довел поезд до ближайшего перрона: состав встал всего в 200 метрах от станции «Улдуз». Решения принимались диспетчерским персоналом при отсутствии достоверной информации и фактически при полном непонимании ситуации. Уведомление в городской штаб гражданской обороны поступило более чем через час после ЧП.

Спустившиеся в метро пожарные и спасатели эвакуировали около 400 человек.

В течение шести часов они тушили пламя и поднимали наверх живых пассажиров.

ТВ6, из архива Всеволода Назимкина

Памятуя о терактах предыдущего года, следствие изначально рассматривало версию о взрыве, спровоцировавшем пожар. Предположения, однако, не подтвердились. Правительственная комиссия по расследованию аварии пришла к выводу, что причиной трагедии стали технические неполадки, а также ошибочное решение машиниста об остановке состава. Председатель, комиссии, вице-премьер правительства Азербайджана Аббас Аббасов подчеркнул, что главной причиной трагедии явилось устаревшее оборудование, доставшееся в наследство от советской эпохи.

«В советские времена не очень-то заботились о безопасности пассажиров, и поэтому типовые электрички, гоняющие по тоннелям на всем пространстве бывшего СССР, не снабжены надлежащей системой безопасности. В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто страшно садиться», — заявил чиновник.

В память о жертвах президент Азербайджана Гейдар Алиев объявил в стране общенациональный траур. Глава государства распорядился похоронить погибших за государственный счет и выделить их семьям по 1 млн манатов (около $230 по тогдашнему курсу).

4 августа 1999 года пожар случился на станции «Мешади Азизбекова». Тогда погибли два человека, четверо получили ожоги.

Еще одна трагедия произошла шесть лет спустя. 8 июня 2005 года один человек погиб и свыше десятка получили ранения в результате сбоя в работе эскалатора на станции «Бакы Совети». В разгар дня подъемник с находившимися на ленте людьми неожиданно стремительно поехал вниз — как стало ясно впоследствии, из-за обрыва, на месте которого образовалась дыра.

По версии главного инженера метро Эльбруса Мурадова, к аварии привели действия самих пассажиров. Один из них, желая сэкономить время спуска на платформу, воспользовался находившейся на ремонте дорожкой. При этом он не заметил ограждения с надписью о запрете. За ним последовали еще несколько человек. Не выдержавший нагрузки эскалатор начал неуправляемое движение. Люди упали, а руки «зачинщика» трагедии втянуло в прорезь ступеней. Именно он потом и скончался в больнице.