Мумифицированные останки, обнаруженные археологами из Университета Калгари, оказались в удивительно хорошем состоянии, на них даже сохранились ритуальные украшения. Находка позволила узнать больше о ритуалах инков и заселении территорий. Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.
В Империи Инков поклонялись многим божествам — считалось, что те имеют власть над природой и разными аспектами жизни, поэтому важно, чтобы боги были счастливы. Чтобы задобрить их, использовались жертвоприношения. На место одного из них археологи наткнулись во время раскопок на территории бывшего поселения инков Тамбо-Вьехо на южном побережье Перу. Всего они нашли останки пяти лам, но ранее поселение было разграблено, поэтому изначально останков могло быть больше.
В быту инков ламы использовались как источник мяса, шерсти, шкур, также они высоко ценились как тягловые животные.
Испанцы, прибывшие в Южную Америку, видели, что инки часто приносят лам в жертву, однако до сих пор археологи не находили останков лам, задействованных в ритуалах.
Жертвой становилась отнюдь не первая попавшаяся лама, отмечает доктор Лидио Вальдез, ведущий автор исследования. По его словам, инки отбирали молодых самцов определенных цветов. Выбор цвета зависел от того, какому божеству подносилась жертва: коричневые ламы — сотворителю мира Виракоче, белые — богу солнца Инти, пестрые — богам грома. Более значимой жертвой могли быть только люди, подчеркивает Вальдез.
Археологи обнаружили белых и коричневых лам. Большинство из них были совсем молодыми, не старше нескольких месяцев. Одомашненные ламы рожают в январе-марте, соответственно, жертвоприношение состоялось в конце лета или начале осени, это время было периодом сбора урожая в Тамбо-Вьехо. Как полагают исследователи, ритуал, очевидно, имел отношение к сельскому хозяйству — записи испанских конкистадоров подтверждают, что инки приносили лам в жертву в надежде на хороший урожай.
Но причина могла быть и другой. Тамбо-Вьехо находится в долине Акари, где до прихода инков проживал одноименный народ.
«На основании археологических свидетельств можно сказать, что местные жители жили в небольших поселениях и не смогли остановить инков, захвативших их родину. Наконец, они позволили мирно их аннексировать», — сообщают ученые.
Считается, что инки заняли Акари около 1476 года. Радиоуглеродное датирование останков лам показало, что их принесли в жертву примерно в 1432-1459 годах, так что этот ритуал также мог быть связан и с завоеванием территории. В пользу этой версии говорят следы пиршества поблизости захоронения — кости животных со следами воздействия огня, частично сгоревший батат, остатки земляных печей.
«Подношения, вероятно, были частью гораздо более крупных праздников и собраний, спонсируемых государством, — говорит Вальдез. —
Инки подружились с местным населением, угощая их едой и напитками и закрепляя политические союзы, в то время как жертвоприношения позволили им претендовать на эту землю как на свою».
Интересен и способ, которым ламы приносились в жертву. Записи испанцев гласят, что животных убивали, перерезая горло, вырывая сердце или разбивая голову тупым предметом. Но у найденных лам нет следов порезов или иных травм. Исследователи считают, что инки закапывали их заживо, так же, как иногда приносили в жертву и людей.
Перед погребением лам украшали ожерельями и цветными кисточками, рисовали на головах красные точки и линии. Рисунки были только на белых ламах, но, возможно, на коричневых они просто не сохранились. Конечности лам были связаны.
Также в захоронениях находились несколько морских свинок и бобы, место жертвоприношения было помечено палочками с оранжевыми перьями. Возможно, эти перья символизировали власть инков над новой территорией.
«С помощью этих церемоний инки создали новые порядки, новые понимания и значения, которые помогли легитимизировать и оправдать их действия как для завоевателей, так и для побежденных», — пишут авторы работы.
В настоящий момент раскопки приостановлены из-за пандемии COVID-19, но Вальдез и коллеги намерены продолжить исследования, как только это станет возможным.