Обувь, проверенная смертью: Continental покаялась за нацистское прошлое

Continental рассказала, как в годы войны издевалась над пленными

Павел Котляр
Continental
Производитель шин Continental признался, как в годы войны служил опорой нацистскому режиму. Фирма производила покрышки для автомобилей и самолетов, а, испытывая обувь, заставляла узников ходить в ней до смерти.

Германская фирма Continental, третий в мире по объемам производитель автокомплектующих, призналась, что во времена Третьего рейха служила фашистскому режиму, используя труд пленных, которые работали в нечеловеческих условиях.

Компания стала последней среди немецких промышленных гигантов, которые повинились в темном нацистском прошлом, и призналась,

что была «опорой вооруженных сил национал-социалистов и экономики войны», на которую работало порядка 10 тыс. узников.

Continental была образована в 1871 году, как производитель резины. Сегодня она имеет штаб-квартиру в Ганновере и известна всему миру, как производитель покрышек для автомобилей и велосипедов, тормозных систем и автомобильной электроники.

Continental

Подробности из темного прошлого стали известны благодаря четрехлетнему исследованию немецкого историка Пауля Эркера, которое было сделано по заказу самой компании, накануне она огласила его выводы.

После войны большинству руководителей компании удалось избежать преследования и наказания, все они продолжили успешную карьеру, пришел к выводу Эркер в своем 800-страничном труде. В нем он уделил особое внимание небольшим компаниям, которые влились в Continental уже после войны. Одной из них была VDO, поставлявшая электронику и системы наведения для ракет «Фау», которыми обстреливалась территория Великобритании.

Эксперты отмечают, что другие немецкие гиганты, такие как Volkswagen или Deutsche Bank открыто признались в сотрудничестве с нацистами еще десятилетия назад. На пресс-конференции генеральный директор Continental Эльмар Дегенхарт назвал признание компании «запоздалым», но не пояснил причины этого.

В первые годы после прихода нацистов к власти компания производила ботинки и подошвы, однако вскоре руководство компании прогнулось под требования рейха и продукция стала носить все более военный характер. И уже во время Второй мировой войны фирма вовсю производила покрышки для военных самолетов и автомобилей.

Continental

Помимо производства покрышек, противогазов и тормозов для танков, Continental и ее дочерние предприятия продолжали выпускать обувь для населения.

Первыми иностранными узниками, которых заставляли работать на компанию, были французы и бельгийцы, затем к ним присоединились советские пленные. Зачастую работать приходилось под землей, соприкасаюсь с токсичными веществами без средств защиты.

Так, к примеру, в пригороде Ганновера Алеме, в одной из шахт единовременно трудилось 750 узников – в сырости, холоде, темноте, под охраной жестоких солдат СС. Спали они в лошадиных стойлах и сотни умирали, пишет New York Times, ознакомившаяся с подробностями исследования.

Важным предметом производства оставались подошвы для населения и армии, производить которые было сложно в условиях отсутствия природного каучука.

Испытывать новые модели обуви помогали солдаты СС, следует из обнаруженной переписки руководства компании и военными. Солдаты заставляли маршировать узников концлагеря Заксенхааузен к северу от Берлина в новой обуви по 11 часов в день. Ботинки часто были не по размеру, и пленным не давали носков.

При этом охранники СС избивали пленных и заставляли их петь немецкие песни, проходя до 40 километров в день мимо виселиц, на которых висели тела казненных. При этом многие пленные не выдерживали «испытания» и умирали от истощения. По итогам военные предоставляли компании детальные данные о том, как долго служат разные типы подошв.

Многие пленные лагерей «эксплуатировались и доводились до истощения и смерти», — говорится в исследовании.

После войны директор компании Фриц Кёнеке смог выставить себя борцом с нацистским режимом и избежал наказания, выяснил Эркер. Опасаясь протестов рабочих, которые знали о его нацистском прошлом, он не стал снова возглавлять предприятие. Однако это стало лишь небольшой остановкой в его карьере. Вскоре он возглавил Daimler, который был давним крупным клиентом Continental.

На сайте Daimler до сих пор говорится о «дальновидности» Кёнеке, который умер в 1979 году, и выражается благодарность ему за строительство одной из крупнейших немецких компаний.

По словам историка Эркера, важнейшим выводом исследования стало понимание того, насколько гибким оказалось руководство Continental к нацистской идеологии. «Корпоративная культура может быстро обрушиться под давлением политического режима», — добавила одна из руководителей Continental Ариана Рейнхарт.

«Исследование показало, что Continental была важной частью военной машины Гитлера, признался Дегенхарт . — Мы провели это исследование, чтобы добавить больше ясности о самой темной странице в истории нашей компании. Вот почему мы включили сюда и те компании, что не были частью Continental в то время».