Британские судоходные компании понесли значительные убытки во время Второй мировой войны. Их корабли реквизировались властями для военных нужд. Ряд лайнеров был потоплен немецкой авиацией или подводным флотом. Одна из таких историй произошла 2 июля 1940 года с пассажирским кораблем «Арандора», принадлежавшим Blue Star Line.
В 1920-е годы эта компания специализировалась на перевозках людей, почты и грузов между Бразилией, Аргентиной и Великобританией. Пять кораблей продолжали выполнять задачу, для которой Blue Star Line была основана в 1911 году, — транспортировка замороженного мяса из Южной Америки.
К 1939 году Blue Star Line управляла 39 кораблями. Все они в той или иной степени участвовали во Второй мировой. К концу военных действий потери компании составили 29 судов. Одним из первых погиб океанский лайнер «Арандора», в мирное время осуществлявший морские круизы.
Это было довольно комфортабельное судно, переделанное из рефрижератора.
В первом классе могли разместиться до 354 человек, а на палубе были установлены бассейн и теннисный корт. Корабль базировался в Саутгемптоне, совершая круизы в Средиземноморье, Норвегию, Вест-Индию, Панаму, Кубу и Флориду. Из-за особенностей цветовой гаммы – белого корпуса с алой полосой – «Арандора» получила прозвища «Свадебный торт» и «Шоколадная коробка».
После включения корабля в ВМФ многие «излишества» с борта удалили: главным качеством теперь являлась устойчивость судна при возможном контакте с миной. На тестах хорошо показала себя противоторпедная система. 30 мая 1940 года «Арандора» отправилась в Норвегию для эвакуации войск союзников. Операция прошла вполне успешно. 1600 военных были перевезены с материка на Британские острова.
14 июня судно покинуло Глазго и взяло курс на север Франции, чтобы забрать оттуда войска и беженцев, нуждавшихся в срочной помощи на фоне наступления вермахта. Этот поход выдался менее удачным. Активность немецкой авиации не позволила «Арандоре» войти в порт Бреста. Попасть на борт смогли лишь 12 человек. Транспортному кораблю пришлось выходить в обратный путь при огневой поддержке эскадренного миноносца, который подвергся атаке с воздуха. В похожих обстоятельствах попал под бомбы люфтваффе и ушел на дно лайнер «Ланкастрия», унеся с собой несколько тысяч человек.
«Арандоре» пока везло. Высадив людей в безопасном месте в южной части мыса Корнуолл, лайнер вернулся в Бискайский залив, чтобы собрать оставшихся беженцев по французскому побережью. Так, 17 июня «Арандора» забрала 300 человек из портового города Сен-Назер в устье Луары. Ровно такая же миссия в тот день стала последней для «Ланкастрии». Нацелившись на более крупную цель, немцы не проявили тогда к «Арандоре» какого-либо интереса. До своей гибели она осуществила еще несколько эвакуаций.
В конце июня 1940 году команде этого корабля было приказано доставить в Канаду интернированных граждан Италии и Германии, а также небольшое количество военнопленных. В период с 27 по 30 июня на борт погрузились 1213 интернированных гражданских лиц, 86 немецких солдат и офицеров в статусе пленных, 200 охранников и команда в количестве 174 человек во главе с капитаном Эдгаром Моултоном.
Пунктом назначения являлся Сент-Джонс на острове Ньюфаундленд, где располагался канадский лагерь для интернированных.
Скорее всего, «Арандора» покинула Ливерпуль 2 июля 1940 года в 4 часа утра. Она ушла на маршрут без эскорта из военных кораблей, и примерно в 75 милях к западу от северо-западного побережья Ирландии подверглась атаке немецкой подлодки U-47.
Субмарина отправила в правый борт «Арандоры» только одну торпеду. Причем командир Гюнтер Прин по прозвищу Бык Скапа-Флоу считал, что она неисправна. Взрыв, однако, произошел, затопив машинное отделение. Все находившиеся там моряки погибли. Турбины, главные и аварийные генераторы вышли из строя, отключив освещение на борту. Старший офицер Фредерик Браун успел передать координаты корабля радиооператору, который, в свою очередь, отправил сигнал бедствия. После 7 утра о случившемся стало известно на суше.
На судне имелись 14 шлюпок и 60 спасательных плотов. Часть из них оказалась повреждена торпедой. На остальные погрузили людей. Причем лодки заполнялись неравномерно. Многие итальянцы боялись покинуть борт и в результате утонули. Проводить эвакуацию британцам помогал один из интернированных немцев Отто Бурфайнд, бывший капитан лайнера «Адольф Вертман».
В 7:15 капитан Моултон со старшими офицерами попытались оставить палубу, а через пять минут корабль перевернулся, поднял кверху нос и скрылся под водой. Жертвами катастрофы стали 805 человек, включая Моултона, 12 его офицеров, 42 члена команды и 37 охранников.
«Я видел, как сотни людей цеплялись за корабль, — вспоминал позже сержант Норман Прайс. – Они были как муравьи, а затем корабль приподнялся с одного оконца и быстро ушел вниз, забрав их с собой. Многие сломали шеи, прыгая или ныряя в воду. Другие получили травмы, дрейфуя на обломках около тонущего корабля».
В течение нескольких месяцев тела пассажиров лайнера вымывало на ирландское побережье.
Спасти удалось 868 человек, в том числе 586 военнопленных и интернированных. В 9:30 американский самолет сбросил в район гибели «Арандоры» водонепроницаемые мешки с аптечками, едой и сигаретами. Около 13:00 на место ЧП прибыл канадский эсминец «Сен-Лоран».
Одним из выживших оказался тренер по легкой атлетике Франц Штампфл, впоследствии получивший известность как один из лучших специалистов XX века. Его матерью была русская княгиня Каролина Юсупова. В 1937 году, после усиления власти Адольфа Гитлера, он покинул Австрию и перебрался в Великобританию, где получил работу в Северной Ирландии. В 1940-м Штампфла объявили интернированным, хотя он не поддерживал нацистский режим. Он протестовал против своего задержания и даже объявлял голодовку. Перед тем, как оказаться на борту спасательного корабля, Штампфл восемь часов провел в холодной воде, стараясь держать голову над ее поверхностью. Выжить ему помогла спортивная подготовка. С тех пор тренера мучили внезапные приступы озноба.
Выживших доставили обратно в Великобританию, после чего интернированных вновь отправили в Канаду, а затем в Австралию. В лагере австриец с русскими корнями организовывал соревнования между заключенными.
«Это была непростая работа для меня. Это было внутреннее желание выжить и остаться в здравом уме», — рассказывал он позднее.
После войны Штампфл женился на австралийке и вернулся в Лондон. Несмотря на перенесенные страдания, ему удалось стать выдающимся специалистом своего дела.
Подлодка U-47 под командованием Прина продолжила нападать на британские корабли. Сам капитан получил репутацию одного из наиболее результативных подводников Германии. 7 марта 1941 года после атаки на китобойную базу U-47 к западу от Ирландии бесследно исчезла. Судьба членов ее команды неизвестна. Долгое время считалось, что субмарину потопил эсминец HMS Wolverine. Историкам, однако, удалось установить, что этот корабль атаковал другую подлодку. U-47 могла налететь на мину, или затонуть после отказа собственных систем.