Археологи обнаружили на юго-востоке Польши средневековое кладбище с останками более ста детей. Об этом сообщает издание The First News.
Подготавливая территорию для новой трассы неподалеку от города Ниско, дорожные рабочие наткнулись на множество человеческих останков. Работы пришлось приостановить и вызвать на место археологов из местной компании Arkadia.
Как установили специалисты, захоронения были сделаны в конце XVI века. Всего они обнаружили 115 скелетов, из которых 100 оказались детскими. Тела находились в песчаном грунте и располагались головой на запад.
Внимание ученых привлекли монеты, вложенные во рты мертвецов.
«Это отражает местные верования тех лет, — поясняет археолог Катаржина Олежек. — Монеты называют оболом Харона. Это старая, дохристианская традиция. Но монеты использовались долгое время, даже в конце XIX века».
Обол Харона — это монета, которую кладут в рот умершего или поверх губ перед погребением. Это взятка Харону, перевозчику душ через реку, которая отделяет мир живых от мира мертвых. В первую очередь обычай связан с верованиями древних греков и римлян, но практиковался и на Ближнем востоке. В Западной Европе монеты в захоронениях встречаются там, где жили кельты, а также среди германских народов.
Тела захоронены не скопом, подчеркивают археологи. Каждое из них уложено на спину, руки расположены вдоль тела. Однако все они похоронены без гробов, а в могилах нет никаких предметов — по-видимому, местные жители были весьма бедны.
Находка подтверждает местные легенды о массовом детском захоронении в районе Церковных гор, отмечают исследователи.
Монеты, которые нашли археологи, были отчеканены во времена правления Сигизмунда III (1587 — 1632) и Яна II Казимира (1648 — 1668). По всей видимости, к этим годам и относятся захоронения. На территории кладбища давно вырос лес, никаких указателей на захоронение, если они и были, не сохранилось. Лишь небольшая часовня указывала на то, что здесь когда-то была церковь.
«Из источников мы знаем, что в 1604 году здесь была большая приходская церковь с садом, домом настоятеля, школой и кладбищем. Вероятно, она была здесь уже с 1590 года», — говорит Олежек.
В одной из могил исследователи обнаружили четырех детей. Они лежали близко друг к другу, один из них был заметно младше остальных.
«Расположение скелетов, их сохранность показывают, что находка представляет собой католическое церковное кладбище, за которым наверняка присматривали. Ни одна могила не повреждена при выкапывании другой. Жители точно знали, как расположены могилы, и ухаживали за ними», — говорит Олежек.
Исследователи эксгумируют тела, чтобы антропологи могли их изучить. Затем их передадут в местную церковь и снова похоронят.
В 2019 году в Перу археологи тоже нашли массовое захоронение детей — около 140 скелетов. Дети, принадлежавшие культуре чиму, умерли около 550 лет назад насильственной смертью — их принесли в жертву. У них были смещены ребра, а на костях остались следы ножа — ученые считают, что детям вырывали сердца.
Мертвых детей укладывали на бок, а не оставляли в сидячем положении, как было принято у местного населения. Ни на одном из скелетов не было ожерелья из ракушек, вместе с ними не были захоронены подношения. На черепах детей постарше сохранились следы красной краски, которой были расписаны их лица.
Вместе с детьми погребены трое взрослых, в том числе две женщины с тяжелыми травмами головы. По мнению ученых, взрослые могли играть определенную роль в жертвоприношении и были захоронены уже после него.
Следов, которые могли бы остаться от неуверенных, случайных движений, нет — грудные клетки детям вскрывал кто-то опытный и хорошо обученный.
Могилы покрывает слой высохшей грязи, который мог образоваться из-за наводнений, вызванных сильными дождями. Вероятно, аграрный кризис, к которому привели наводнения, сподвиг местных жителей принести жертву своим богам, считают исследователи.
Для северного побережья Перу характерны засухи, но иногда колебания температуры воды в океане приводят к проливным дождям и наводнениям, которые могли нанести катастрофический ущерб, повлияв на экономику и политику чиму. Жертвоприношение могло быть способом «договориться» с кем-то, кто, как считали чиму, контролирует погодные явления