27 мая 1990 года на стадионе «Труд» в Иркутске состоялся один из последних концертов группы «Кино» во главе с Виктором Цоем. В этот же день в Ереване произошли кровопролитные столкновения между представителями незаконных вооруженных формирований и солдатами Советской армии. Беспорядки привели к жертвам с обеих сторон. Кто выступил зачинщиком конфликта, точно не установлено. У каждой из сторон имелся свой взгляд на произошедшее. В общем-то, уличные стычки местных националистов с силами правопорядка к указанному времени стали в Закавказье привычным явлением. Искра вспыхивала то в Грузии, то в Азербайджане, то в Армении. Общественность зачастую, толком не вдаваясь в детали, признавала виновниками инцидентов милицию и войска.
Военный историк Михаил Жирохов в своей книге «Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР» обращает внимание, что формирование неофициальных вооруженных группировок во многих республиках было обычным делом в период, предшествовавший распаду страны. В Армении причиной появления таких формирований служил конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Активны были две группировки — силы общественно-политической организации «Армянское общенациональное движение» и «Армянская национальная армия».
Их боевики нападали на военных и милиционеров, чтобы заполучить оружие.
Самый крупный инцидент произошел 27 мая 1990 года. Сначала у ереванского железнодорожного вокзала группа вооруженных армян пыталась завладеть оружием военнослужащих Советской армии. В этот же день другая группа совершила нападение на воинскую часть в пригороде армянской столицы Нубарашене. Общее число погибших составило 23 человека. Официальный сайт Минобороны Армении приводит другую информацию о жертвах — 27 бойцов и мирных жителей. В этом источнике описание событий 30-летней давности сформулировано следующим образом: «произошло столкновение между силами ополчения и советскими солдатами». Указанную трактовку, вероятно, можно считать официальной позицией современных армянских властей.
В армянских патриотических источниках участников конфликта с армянской стороны часто называют «борцами за свободу». Анализ сохранившейся информации об инциденте показывает, что точные предпосылки и обстоятельства вооруженного столкновения сегодня неизвестны. «По необъяснимым причинам» в зале ожидания вокзала «Сасунци Давид» в столице Армении в 8 часов 30 минут утра произошла перестрелка между боевиками и солдатами. Шесть участников НВФ были убиты. Боевые действия продолжились на шоссе, соединяющем Ереван и Нубарашен. Когда бронетехника 7-й Советской армии въезжала в город, армянские отряды попытались ей помешать. В конце концов армянам удалось убедить командующего отвести войска на исходные позиции. Тем не менее военные оцепили Театральную площадь в Ереване и оставались в городе в течение нескольких дней.
Основатель АОД Бабкен Араркцян связывал активизацию советских войск с высоким результатом своего движения на выборах в Верховный совет Армянской ССР 20 мая 1990 года.
По его мнению, события на вокзале случились из-за попытки Москвы помешать АОД занять места в армянском парламенте. Сам Араркцян получил пост заместителя председателя, а с 1991 года — председателя Верховного совета Армении.
Как писал армянский политический деятель Арташес Гегамян в статье «Подрыв основ армянской государственности», опубликованной на портале Regnum 29 марта 2019 года, 30 лет назад произошло «вооруженное нападение «отрядов самообороны» (они себя также именовали членами «гражданской милиции») на караул Ереванского оперативного полка внутренних войск».
«Позднее, в этот же день, продолжились столкновения между боевиками АОД и подразделением внутренних войск СССР, расквартированным в Армении, на Советашенском шоссе. Это трагическое кровопролитие в Ереване было тщательно разработанной провокацией, преследующей цель — всю ответственность за случившееся, все обвинения адресовать Москве и тем самым создать антисоветский информационный фон. Достаточно сказать, что 28 мая 1990 года на многотысячном траурном митинге члены правления АОД заявили, что произошедшая трагедия является провокацией Москвы и республиканских властей, пытающихся любой ценой сорвать второй тур выборов в Верховный совет Армянской ССР», — отмечал Гегамян.
Журнал «Коммерсантъ Власть» писал в номере от 4 июня 1990 года: «Все началось около 9 часов утра на ереванском вокзале. Неизвестные люди, вооруженные револьверами и автоматами (по сообщению Информцентра АОД, это были члены «гражданской милиции»), попытались разоружить воинский караул. Солдаты открыли огонь. В результате перестрелки шесть армян были убиты и двое ранены, получили ранения и 10 солдат. К вокзалу были спешно вызваны дополнительные воинские части. Позже, когда колонна бронемашин и военных грузовиков возвращалась с привокзальной площади, она подверглась неожиданному нападению».
Как объяснили тогда в Информцентре АОД, «солдаты из грузовиков и бронетранспортеров вели беспорядочный огонь вдоль улиц и по жилым домам».
Поэтому жителям квартала якобы не оставалось ничего другого, как открыть ответный огонь.
Иными словами, существует две версии начала столкновений в Ереване: по одной из них, первыми атаковали советские военные, по другой — незаконные вооруженные формирования.
Правительство Армении объявило национальный траур. На 200-тысячном митинге, состоявшемся в Ереване, вновь прозвучали обвинения в адрес Москвы за пролитую кровь. 30 июня в городе прошли торжественные похороны погибших.