«Я не заслуживаю»: за что расстреляли диктатора Чаушеску
25 декабря 1989 года были расстреляны Николае и Елена Чаушеску
На этом «Газета.Ru» завершает рассказ о жизни и смерти руководителя социалистической Румынии Николае Чаушеску и его супруги Елены.
Уже во второй половине 2000-х годов выяснились многие зловещие подробности о событиях 20-25 декабря 1989 года. В частности, было установлено, что приказ стрелять по толпе отдал не Чаушеску, о чем заявляли мировые СМИ, а генерал Стэнкулеску. Также стало известно, что в результате перестрелок на улицах Бухареста и других городов Румынии погибли не 64 тыс. человек, а менее тысячи.
«Чаушеску был сложным человеком. Он старался давать мне советы… Когда я посетил Румынию, то увидел, что люди смотрят на Чаушеску, отслеживают его каждый жест, каждое движение пальца — они были похожи на винтики одного и того же механизма», — вспоминал позднее Михаил Горбачев.
А бывший президент США Джордж Буш-старший дал правлению Чаушеску следующую оценку: «На протяжении определенного периода времени мы относились к Румынии в зависимости от ее воинственности по отношению к России. А Чаушеску противостоял России, и тогда мы говорили, что он — наш человек. Позже, после того как мы увидели, что имеем дело с олигархом, который контролирует все… мы изменили нашу позицию».
В течение длительного периода после казни Чаушеску новые демократические власти Румынии безуспешно искали его «богатства», якобы выведенные за рубеж: речь шла о сумме до $1 млрд. После 20 лет поисков глава специальной комиссии парламента страны Сабин Кутас заявил: «Заслушав многочисленных свидетелей, располагавших информацией на этот счет, среди которых председатель правления центрального банка, а также других банкиров и журналистов, мы пришли к заключению, что Николае Чаушеску не располагал банковскими счетами за границей и никогда не переводил за рубеж государственные финансы».
Дети казненных Нику, Валентин и Зоя были арестованы сразу после декабрьских событий 1989 года. Нику Чаушеску вменялся в вину геноцид, а Зое и Валентину — разрушение национальной экономики. В начале 1990 года они были освобождены из-под стражи. В октябре 2006 года, спустя почти 17 лет после падения власти Чаушеску, суд Румынии принял решение вернуть его детям собственность, реквизированную у них после революции.
«С политической точки зрения было бы лучше, если бы мы смогли организовать политический процесс над Чаушеску в нормальных условиях. Но гибли люди, и появилась идея, что потери могут быть остановлены только таким судом и казнью Чаушеску, и это оказалось правильным. Сразу после казни сопротивление прекратилось, и все те, кто был связан с ним и пытался тормозить восстание, сложили оружие», — рассказывал «Газете.Ru» один из лидеров тогдашней румынской оппозиции, впоследствии президент страны Ион Илиеску.
В наше время он сам был привлечен к ответственности. В апреле 2019 года дело о гибели людей во время революции, по которому проходит Илиеску, было передано в суд. Большая часть жертв декабрьских событий погибла уже после свержения Чаушеску. Илиеску обвиняют в сознательном введении людей в заблуждение и распространении недостоверной информации, из-за чего, по версии прокуратуры, гражданские лица и силовики стреляли друг в друга, принимая противоположную сторону за бывших агентов Секуритате.
Произошедшее глубоко потрясло писателя Эдуарда Лимонова, который в то время жил в Париже и увидел репортаж о казни диктатора по французскому телевидению. «Затиснутые в угол между столами, невыспавшиеся, готовящиеся к смерти, застигнутые врасплох, они, однако, показали нам вживе действо, родственное лучшим трагедиям Эсхила или Софокла», — писал Лимонов в своей книге «Убийство часового».
Чуть позже тела накрыли брезентом и отвезли на футбольный стадион «Стяуа», где они пролежали в течение суток, после чего была захоронены на бухарестском кладбище Генча.
Затем к телам подошли солдат и врач, чтобы констатировать факт смерти. Оператор попросил убрать пропитанный кровью шарф Елены, упавший на лицо. Через пару мгновений он же попросил приподнять голову Чаушеску перед камерой.
Известно, что армейские чины открыли стрельбу так неожиданно, что съемочная группа успела зафиксировать лишь последние мгновения, когда смертельно раненые Чаушеску летели к земле. По другой версии, известные кадры явились постановкой. Солдаты могли выпустить несколько пуль в трупы специально на камеру.
По одним данным, в супругов Чаушеску было выпущено не менее 30 пуль. Однако некий член Фронта национального спасения сообщил в 1990 году, что в телах обнаружили 120 пуль.
Капитан в оставке Ионел Боэру в 2014 году заявил The Guardian, что причиной гибели четы Чаушеску стали именно его выстрелы. По словам военного, двое других не сразу сняли автоматы Калашникова с предохранителей, причем один старшина вообще замешкался и в течение нескольких секунд не решался открыть огонь. Когда же он начал стрелять, пожилые люди были уже мертвы.
Жизни супругов Чаушеску оборвались у стены солдатского туалета воинской части Тырговиште. В свои последние секунды Николае пел «Интернационал», а Елена спросила у солдат: «За что вы нас расстреливаете? Ведь я была вам матерью», на что получила ответ: «Да что ты за мать, если убивала наших матерей!»
Последними словами свергнутого диктатора были – «Я не заслуживаю...»
«Поставьте их к стенке, — приказал солдатам генерал Станкулеску. — Сначала его, а потом ее». «Он взглянул мне в глаза и понял, что он умрет сейчас, а не когда-то в будущем, и заплакал, — вспоминал 20 лет спустя Чирлан. — Для меня был очень важен этот момент. Мне до сих пор снится в кошмарах эта сцена. Теперь я пытаюсь жить в соответствии с Библией. Но я не чувствую себя счастливым на Рождество. По всему миру христиане празднуют. Но не я. Не я».
Николае и Елену Чаушеску вывели из здания...
Одному из тройки Стэнкулеску приказал сидеть в импровизированном зале суда и стрелять в Чаушеску, если кто-то попытается ворваться и спасти его. Чирлан вместе с другим солдатом стояли на страже у выхода. «Через дверь я слышал каждое слово, — рассказывал Чирлан The Times. - Я знал, что тут что-то не то. Елена жаловалась и отказывалась признавать суд. Так называемые адвокаты действовали как обвинители. Но я был солдатом, выполняющим приказы. Только потом я понял, какой это был обман».
Расстрельную команду подбирал лично и. о. министра обороны генерал Виктор Стэнкулеску. Из сотни добровольцев он выделил трех десантников – капитана Ионела Боэру, старшин Георгина Октавиана и Дорина-Мариана Чирлана. Этот военный, которому в 1989 году было 27 лет, в 2009-м рассказал в интервью подробности экзекуции. По словам Чирлана, изначально в его полк прибыли вертолеты за восемью добровольцами. Что им придется делать, однако, начальство не сообщило. Уже по прилете расстрельной команды на место событий генерал Стэнкулеску сделал окончательный выбор.
Пожилым супругам связали руки за спиной. В этот момент иллюзий у них уже не оставалось...
После оглашения смертного приговора супругов должны были разделить, чтобы расстрелять по одному, однако они заявили, что хотят умереть вместе.
Если верить историку Симону Себагу Монтефиоре, перед вынесением вердикта Елена Чаушеску закричала судьям: «Вы сукины дети!»
Объявить себя душевнобольными и тем самым избежать казни супруги Чаушеску категорически отказались, были признаны виновными по всем пунктам обвинения и приговорены к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел. По решению трибунала, на обжалование смертного приговора должно было выделяться десять дней. Но оппозиционеры столь сильно боялись Чаушеску, что решили убить его и его супругу немедленно, опасаясь, что их могут отбить вооруженные сторонники или сотрудники Секуритате.
На суде Чаушеску, как рассказывали свидетели, иногда выходил из себя и кричал на судей, будто еще оставался президентом Румынии. «Я не признаю этого суда», — все время повторял он.
Процесс больше походил на перебранку. Вероятно, Чаушеску понимал, чем он закончится, и не столько отвечал на вопросы следователя, сколько подводил итоги собственной жизни. Он говорил, что накормил румын, обеспечил их жильем и работой, сделал Социалистическую Республику Румынию предметом зависти всего мира. Вряд ли Чаушеску лгал, скорее, именно так он видел итоги своего правления.
Оба держались мужественно и слушали приговор, держа друг друга за руки. «Я ни на один вопрос не буду отвечать», — сказала, обращаясь к руководству трибунала, Елена Чаушеску.
Итак, примерно в это время в Тырговиште началось организованное наспех судебное заседание. Николае и Елену Чаушеску обвинили в разрушении национальной экономики, вооруженном выступлении против народа и государства, уничтожении государственных институтов и геноциде.
25 декабря 1989 года Стэнкулеску спешил осудить свергнутого президента. Государственным обвинителем на процессе стал генерал-майор Джорджица Попа, заместитель председателя военного трибунала по Бухаресту, специально вызванный в Тырговиште и узнавший о том, кого ему предстоит обвинять, только перед процессом. Через три месяца Попа, по официальной версии, свел счеты с жизнью...
По одной из версий, Чаушеску готовил собственную супругу Елену себе в преемники. О трагической судьбе первой леди Румынии на протяжении почти четверти века можно прочитать в этом материале «Газеты.Ru».
Пикантность ситуации состояла в том, что главным инициатором трибунала стал генерал Стэнкулеску — человек, командовавший подавлением выступлений в Тимишоаре, с которых и началась революция в Румынии. В 2008 году Стэнкулеску предстал за это перед судом.
Двое суток Николае и Елену Чаушеску продержали в военной тюрьме гарнизона Тырговиште. Затем там же был организован военный трибунал для суда над свергнутым диктатором и его женой.
Ближе к вечеру 22 декабря 1989 года Николае и Елена Чаушеску попытались бежать из Румынии на вертолете, поднявшемся с крыши здания ЦК РКП. Существуют две версии: согласно первой, вертолет сразу был подан им заговорщиками, по другой, ему не дали перелететь через границу и поймали беглецов. В любом случае, Чаушеску оказались на военной базе в городе Тырговиште, в руках военных заговорщиков во главе с генералом Виктором Стэнкулеску, который стал и. о. министра обороны после неожиданной смерти Василе Мили.
Подробнее о том, при каких обстоятельствах и почему началась революция в Румынии, можно прочитать в этом материале обозревателя «Газеты.Ru» Александра Братерского.
4 декабря 1989 года Горбачев и Чаушеску в последний раз встретились в Москве.
«Независимо от того, нравятся нам или не нравятся методы товарища Чаушеску, мы знаем, что в Румынии было много сделано, и вообще объективным образом каждый может сам выбрать себе методы в целях достижения прогресса и построения социализма. Значит так обстоят дела», — сказал Горбачев. Он также выразил опасение по поводу ситуации, в которой оказался «наш общий друг товарищ Эрих Хонеккер» и посетовал, что Чаушеску во время встречи с лидером ГДР «прохаживались» по адресу Горбачева.
«Нет, мы вас не критиковали, — заметил Чаушеску. – Наоборот, мы разговаривали о том, что было бы хорошо поскорее встретиться и обсудить как нам лучше работать».
Отрицательно относившийся к Чаушеску советский лидер Горбачев, как считается, негласно одобрил свержение румынского руководителя, хотя и не предполагал, что дело окончится падением в этой стране социалистического режима.
Долгое время Чаушеску считался другом Запада как руководитель страны соцблока, пытающийся вести независимую политику по отношению к Москве. После прихода к власти в СССР Михаила Горбачева и провозглашенного им курса на перестройку, ценность Чаушеску для США и Западной Европы резко снизилась. Во второй половине 1980 годов в американских СМИ прошла серия публикаций о жестокостях диктатора и интервью с румынскими диссидентами, бежавшими за границу. Чаушеску обвиняли в преследованиях невинных людей, в краже государственных денег и в развале экономики.
Цели были достигнуты ценой лишений для населения. В те годы по вечерам рано гасили свет на улицах и в домах, только 2-3 часа в день работало телевидение, горячая вода подавалась в квартиры один день в неделю. На комнату полагалось не более одной лампочки в 60 вт. Обострилась продовольственная проблема — был введен так называемый режим жесткой экономии. С 1982 года ввели карточную систему на продукты питания. С 1981-го нормальной температурой в квартирах зимой признали +14 С. Владельцам автомобилей выдавали 30 литров бензина в месяц. Кроме того, ввели дни, когда на улицах могли появляться машины либо с четными, либо с нечетными номерами.
Стремясь обрести экономическую независимость, режим Чаушеску приступил к ускоренному выплачиванию внешнего долга за счет «жесткой экономии» и «затягивания поясов». Румынии пришлось напрячь все силы, чтобы, во-первых, быстро расплатиться с Западом и, во-вторых, ослабить зависимость от торговли со странами СЭВ. В 1975–1989 годах Румыния выплатила с процентами государственный долг на общую сумму $22 млрд. Это резко ухудшило отношения с Западом. Он перешел фактически к политике блокады в отношении Румынии, к Западу присоединился и «горбачевский» СССР, отмечается в книге Владимира Кара-Мурзы (признан в РФ иностранным агентом) «Экспорт революции». В 1988 году впервые за послевоенные годы экспорт Румынии на $5 млрд превзошел ее импорт. Это позволило преодолеть многие экономические трудности. В июне 1989-го Бухарест заявил об отказе от внешних заимствований.
Политическую программу Чаушеску пронизывали две главные идеи: строительства коммунизма и румынского национализма. По его приказу Академия наук Румынии взялась переработать домыслы семиградских монахов, исторически обосновать их и создать научную теорию происхождения румын как наследников древних римлян.
Николае Чаушеску пришел к власти в Румынии в марте 1965 года в ходе борьбы различных коммунистических группировок после кончины Георге Георгиу-Дежа. Как и его жена Елена, он происходил из бедной румынской крестьянской семьи и не имел нормального образования, однако сделал блестящую политическую карьеру.
25 декабря 1989 года после скоротечного суда были расстреляны президент социалистической Румынии Николае Чаушеску и его супруга, первый заместитель премьер-министра Елена, отстраненные от власти тремя днями ранее. Они стали последними людьми в стране, к кому применили смертную казнь до ее отмены две недели спустя. Уровень ненависти к бессменному правителю в обществе был настолько велик, что расправу над Чаушеску в местных СМИ окрестили «изгнанием антихриста на Рождество». Сегодня все больше людей жалеют об убийстве диктатора, а одобрение его политики в Румынии, согласно социальным опросам, планомерно растет. «Газета.Ru» в режиме исторического онлайна рассказывает, почему румынская оппозиция решилась применить к супругам Чаушеску высшую меру наказания, и какими были их последние часы.