32-летний трансгендерный мужчина попал в больницу с жалобами на сильную боль в животе и высокое давление в течение последних восьми часов. Медсестра не сочла это неотложным случаем, отметив, что у мужчины ожирение и он не принимает прописанные ему препараты от повышенного давления. Однако боли оказались схватками и скоро мужчина родил мертвого недоношенного малыша. Если бы врачи приняли меры вовремя, ребенка можно было бы спасти, считают гинекологи из Мичиганского университета, описавшие трагический случай в журнале New England Journal of Medicine.
Пациент сразу сообщил, что он транссексуал и в медицинской карте был отмечен как мужчина.
У него уже несколько лет не было менструаций, он принимал тестостерон, который оказывает маскулинизирующее действие и способствует прекращению менструации и овуляций. Однако мужчина прекратил принимать гормональную терапию и лекарства от повышенного давления, когда потерял страховку.
Он сделал дома тест на беременность, который оказался положительным.
Кроме того, он сообщил о подтекании жидкости, которую принял за мочу — это могло свидетельствовать о повреждении плодных оболочек. Медсестра заказала еще один тест на беременность, но посчитала состояние пациента стабильным.
Результаты теста, подтвердившего беременность, пришли лишь через несколько часов. Ультразвук показал слабые признаки сердечной активности плода. Также врачи обнаружили, что цервикальный канал открыт и часть пуповины находится в родовых путях. Они экстренно подготовили операционную для кесарева сечения, но к этому моменту сердцебиение плода пропало.
Через несколько минут мужчина родил мертвого недоношенного малыша.
По мнению самого пациента, медсестра не уделила достаточного внимания тому факту, что он не вписывается в бинарную гендерную систему. Хотя она признала возможность беременности, он не получил вовремя необходимого в таких случаях осмотра. Высокое давление медсестра списала на хроническую гипертонию, но на самом деле оно было вызвано преждевременными родами.
После выписки он снова начал принимать препараты от давления и установил внутриматочную спираль. Хотя беременность была неожиданной и незапланированной, он тяжело переживал потерю ребенка. Также он решил не принимать тестостерон, чтобы снова появилась менструация — благодаря ней он будет знать, что беременность не наступила.
Произошедшее указывает на системную проблему в работе с трансгендерными людьми, считают авторы. Обращая внимание на гендер, «социальный» пол, врачи не принимают во внимание пол биологический и пропускают состояния, которые могут быть с ним связаны.
«Дело не в том, что случилось с этим конкретным человеком, а в том, что происходит с трансгендерами в системе здравоохранения, — поясняет ведущий автор работы доктор Дафна Струмса. — Его справедливо классифицировали как мужчину, он выглядел как мужчина, но это оттолкнуло нас от рассмотрения его реальных медицинских потребностей».
Женщину с подобными проблемами наверняка осмотрели бы гораздо тщательнее и она получила бы своевременную помощь, уверены врачи.
«Это крайне печальный инцидент с трагическим исходом, — говорит доктор Тамара Векслер, специалист по гормональной терапии. — Медицинская подготовка должна включать аспекты работы с трансгендерами. Многие практикующие врачи во время обучения не сталкивались с такими вопросами».
«Существуют скрытые предубеждения, от которых необходимо избавиться, — отмечает психолог и специалист по здоровью трансгендеров Ник Райдер. — Одного обучения недостаточно».
Этот случай ужасен, но отнюдь не удивителен, считает Джиллиан Бранстеттер, пресс-секретарь группы защиты интересов Национального центра по вопросам трансгендерного равенства в Вашингтоне. Трансгендеры часто сталкиваются с проблемами, связанными с получением медицинской помощи по половому признаку, такими как скрининг на рак шейки матки, контрацепция и рак простаты.
Еще предстоит сделать много для повышения осведомленности врачей, иначе последствия могут быть трагическими, как в этом случае, отмечает она.