На третий день после катастрофы самолета Sukhoi Superjet 100 появляются новые свидетельства, проливающие свет на события на борту, происходившие после грубой посадки лайнера.
Ранее поток критики со стороны экспертов и обывателей обрушился на спасшихся пассажиров самолета, которые попали на кадры видеосъемки бегущими от самолета с ручной кладью.
Их обвинили в том, что, спасая свои вещи, они стали причиной гибели тех пассажиров, которые остались в салоне далее 12 ряда.
«Это ужасно, что люди, сидевшие в передней части самолета, украли жизни у тех, кто оказался волей судьбы в хвосте», — сказала радио «Свобода» бывший бортпроводник «Аэрофлота» Евгения Магурина. «Мы не можем утверждать, что, если бы люди не брали вещи, то спаслись бы все. Но эти вещи реально отняли секунды о людей сзади, потому что самолеты в разлившемся керосине горят достаточно быстро», — согласился авиационный эксперт Вадим Лукашевич.
Между тем, если верить свидетельствам летевшего на 12-м ряду пассажира Олега Молчанова, возможно, эвакуация выглядела не совсем так. «Я был на этом рейсе, пара пояснений: люди с чемоданами —
это бизнес-класс, эти сумки были небольшие и никому не мешали, давки не было,
одна женщина упала в проходе, но ее быстро подняли и вытолкнули, — рассказал пассажир. — После 12-го ряда почти никто не выжил – если вы заметили, трапов сзади нет. Не выкинуло. А если бы и было, то там было пекло. Большая часть погибла моментально».
Скучные предупреждения
«Не вставайте с места и не отстегивайте ремни до момента полной остановки самолета», — такие требования всегда слышат пассажиры после посадки. Ведь ремень и нахождение в кресле – единственное средство, помогающее уберечься не только от травм в воздухе, например, при турбулентности, но и на земле — в том числе при буксировке самолета.
Ремни безопасности были изобретены еще до появления самолетов и автомобилей, впервые такой механизм был запатентован в США в 1885 году. Однако в автомобилях они оставались редкостью вплоть до конца 1950-х годов. В авиации ремни получили распространение в 30-40-х годах XX века. Однако в 1947 году против них выступили ряд авиакомпаний, считавших, что при крушении они могут причинить больше травм.
Сегодня скупая статистика показывает, что шансы уцелеть благодаря непристегнутому ремню ничтожно малы по сравнению с вероятностью спасения, будучи пристегнутым. Точную статистику спасенных благодаря ремням жизней собрать сложно, ее ведут отдельно авиационные власти разных стран.
Так, по данным самого авторитетного в мировой авиации регулятора – Федерального управления гражданской авиации США – на американских авиалиниях с 1980 по 2008 год было зафиксировано 234 случая попадания самолета в турбулентность с тяжелыми последствиями.
В них 298 человек пострадало, трое пассажиров погибли.
«Среди этих трех жертв двое не были пристегнуты, когда горел соответствующий значок. Из этих 298 тяжело пострадавших 184 были бортпроводниками», — рассказала Хизер Пул, американская стюардесса, автор книги «Крейсерская высота».
По ее словам, она всегда заставляет своего сына пристегивать в полете ремень, даже когда не горит индикатор. «Никогда не знаешь, когда что-то случится, а это случается, даже когда он не горит. Это то, что называется турбулентностью ясного неба. Турбулентность – не шутка», — считает она.
Однако, в редких случаях отказ следовать принятым правилам может спасти жизнь. Так, слова пассажира Молчанова несколько проясняют обстановку, которая царила в салоне SSJ перед остановкой самолета. Он сообщил, каким образом смог выжить единственный пассажир с 18-го ряда.
«Человек, который выжил, ломанулся к выходу после первого скачка. Это его и спасло», — подтвердил Молчанов.
В подобных случаях подобное поведение действительно может спасти жизнь, считает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников.
«Самолет горит, плавится обшивка иллюминаторов! Не надо быть фаталистом, надо спасаться. И надо покидать самолет, иначе он взорвется — Самолеты горят [не больше] 90 секунд. Потом взрываются. За это время пассажиры должны покинуть горящий самолет, — рассказал «Газете.Ru» Шелковников, приведя в пример случай с возгоранием Boeing 767-300 на взлетной полосе в Чикаго в 2016 году. – Пассажиры там орали на тех, кто брал ручную кладь.
В итоге 169 человек спаслись за 60 секунд, после чего самолет взорвался».
По словам эксперта, сейчас прорабатываются предложения о нововведениях в плане безопасности полетов. Так, пассажирам при входе в самолет предлагается давать надеваемый на шею герметичный пластиковый конверт, в который бы можно было поместить самое необходимое – телефон, документы, кредитные карты. А бортпроводникам перед рейсом предлагается убеждаться не только в том, что ремень застегнут, но и в том, что на груди у пассажира есть этот конверт с важными личными вещами.
Возможно, предложат и строго наказывать за попытки пассажиров брать ручную кладь в случае нештатной ситуации. Сегодня ни одна российская авиакомпания не предупреждает об этом при инструктаже пассажиров, говорит он.
В поведении пассажиров в штатной и нештатной ситуации играет роль и различия в «культуре» западных и российских авиапутешественников.
«Почему те спаслись, а наши не спаслись? Да потому что там чаще летают, и они очень внимательно смотрят на стюардессу и затем они читают листочки с инструкцией – где находится запасной выход, и прочее, — пояснил Шелковников. – А наши люди делают что угодно, слушают музыку, когда стюардесса объясняет, где находятся аварийные выходы, выкидывают буклеты с инструкциями».