От дирижабля до «Суперджета»: куда били молнии

Стали известны версии ЧП с самолетом в Шереметьево

Отдел «Наука»
Depositphotos
Молнии, бьющие в самолет, — не чрезвычайное событие в авиации. Куда и где чаще всего бьют грозовые разряды и как авиаторы научились с ними бороться, вспоминает «Газета.Ru».

Удар молнии, про который рассказал пилот сгоревшего в Шереметьево самолета SSJ-100, рассматривается, как приоритетная версия аварии. «В соответствии с основной версией на высоте около двух километров экипаж подал сигнал бедствия из-за попадания молнии и отказа радиосвязи и другой электроники», - рассказал источник «Интерфакса».

Молния стала непосредственной причиной развития чрезвычайной ситуации на борту, однако почему посадка на полосу была совершена так грубо, самолет начал «козлить» и в итоге при одном из ударов подломил стойки шасси с последующим возгоранием топлива, еще только предстоит выяснить.

Отсутствие прямой очевидной связи между ударом молнии и жесткой посадкой (в результате возникшего пожара погиб 41 человек) – один из главных вопросов, который возникает у экспертов,

поскольку в современной гражданской авиации молния не является фактором, который приводит к таким тяжелым последствиям.

Как же часто молнии попадают в самолеты?

Лишь относительно недавно, когда информацию об авиационных инцидентах стало легко собирать и систематизировать, появились первые количественные оценки этого феномена. Так, по оценкам Французского центра аэрокосмических исследований, средний пассажирский лайнер подвергается удару молнии один раз за тысячу часов полета,

что для коммерческих самолетов эквивалентно одному удару молнии в год.

The Boeing Company

Такую же оценку дает Федеральное управление гражданской авиации США. По статистике, удары молний в самолеты случаются на средних высотах от 2,5 до 5 километров гораздо чаще, чем у земли или на эшелоне. Другим немаловажным фактором, является нахождение самолета внутри грозового облака и наличие дождя.

Часто считают, что самолет подвергается удару молнии, если оказывается «не в том месте не в то время». Однако исследования показывают, что на такие случаи приходится лишь 10% инцидентов – 90% ударов молний провоцируют сами самолеты, пролетающие в области, где копятся высокие заряды – факт, который не был известен до 80-х годов XX века.

В классификации авиационных происшествий удар молнии обычно относят к авиационным инцидентам.

Как правило, молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос. В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным.

The Boeing Company

«Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения — поверхностную точку входа и выхода молнии — или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», — уверен пилот.

«Электрический разряд — не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», — пояснял ранее «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки — ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Мероприятия по защите современных лайнеров от ударов молнии – удовольствие не дешевое. Согласно недавнему исследованию, мировой рынок этих услуг в 2017 году оценивался в $4 млрд. При ежегодном росте в 7,5% к 2026 году этот рынок будет оцениваться в $7,9 млрд. Эксперты связывают этот рост с внедрением композитных материалов в авиации и ростом мирового гражданского флота.

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, можно пересчитать по пальцам. Скорее всего, первая задокументированная воздушная авария из-за удара молнии произошла 3 сентября 1915 года,

когда немецкий дирижабль LZ-40 в полете дирижабль был поражен молнией, воспламенился и сгорел.

А 3 сентября 1929 года вошло в историю, как день гибели от молнии первого аппарата тяжелее воздуха – американского трансконтинентального самолета Ford Tri-Motor. Тогда в катастрофе погибли восемь человек, находившихся на борту.

Самая серьезная катастрофа по причине удара молнии случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках. Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.