Советская подводная лодка Щ-320 «Окунь» была обнаружена в Финском заливе недалеко от острова Большой Тютерс, сообщил ТАСС. Как пояснил руководитель поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов, специалисты впервые наткнулись на субмарину еще в предыдущие выходы в море. В частности, она была видна на сонограммах — изображениях, показывающих зависимость спектральной плотности мощности сигнала от времени — района минного заграждения «Зееигель» 2014 и 2017 годов.
«Однако мы проходили мимо нее под не очень удачным углом, изображение было не столь четким и внимание обратили на него только сейчас»,
— отметил Богданов.
Щ-320 стала восьмой подложкой, найденной этой экспедицией в российских территориальных водах. Как подчеркнул Богомолов, по данным поисковиков не обнаруженной осталась еще одна лодка М-96. После установления места ее погребения «подводная война в этой акватории закончится», отметил он.
Подлодка «Окунь» погибла во время боевого похода 11 октября 1942 года, подорвавшись на минных заграждениях противника «Зееигель» («Морской еж»). Катастрофа унесла жизни всех 37 членов экипажа, в том числе командира судна, капитана третьего ранга Ивана Вишневского, на счету которого было четыре немецких транспортных судна. Щ-320 находится на глубине 46 метров. Еще одна лодка класса «Щука», Щ-406, подорвавшаяся на мине, покоится на глубине 60 м на расстоянии мили от нее.
В начале Великой Отечественной войны субмарина Щ-320 «Окунь» находилась на ремонте в Таллине.
20 сентября 1941 года после форсированного завершения работ подводное судно вышло из Кронштадта в боевой поход, за 60 часов форсировало Финский залив и заняло позицию к северу от Данцигской бухты. В ходе выполнения другого задания в июле 1942-го «Окунь» потопил торпедой немецкий корабль «Анна Катрин Фритцен».
В свой последний поход субмарина вышла в ночь на 2 октября. С тех пор она не выходила на связь. Погибшей Щ-320 стали считать после того, как она не вернулась на базу в положенный срок.
Предположительно, двигаясь в подводном положении, лодка после подрыва мины получила резкий дифферент на нос и, потеряв плавучесть, вошла в грунт под углом около 20 градусов. Сегодня носовая часть почти по палубу зарыта в ил, а корма висит в 4−5 метрах над грунтом. «Окунь» покоится примерно в 180 км к западу от Санкт-Петербурга.
Ранее на этой неделе пресс-служба Северного флота сообщила об обнаружении в Баренцевом море редкой находки — советского боевого корабля БО-224.
«Специалистам Северного флота удалось идентифицировать подводный объект, находящийся на дне Баренцева моря неподалеку от острова Кильдин, как советский большой морской охотник БО-224 типа SC», — сообщил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.
Также сообщалось, что ливанские дайверы обнаружили на дне бухты, где находился древний финикийский город Тир, 11 затонувших триер — античных боевых кораблей.
Глава аквалангистов-профессионалов Мухаммед Саруджи заявил, что корабли, вероятнее всего, были частью флотилии Александра Македонского, которая осаждала Тир в 332 году до н.э. По его словам, они затонули во время шторма и, вероятнее всего, использовались для сооружения специальной дамбы, с помощью которой полководцу удалось взять город.
В Турции у берегов Анталии подводные археологи в апреле 2019 года нашли торговое судно, которое было набито медными слитками.
Этот корабль затонул примерно 3600 лет назад. Судно достигало в длину 14 метров, и на нем были найдены 1,5 т ценного груза.
Археологи добавили, что это открытие представляет собой большую ценность, так как на корабле перевозились первые в мире промышленные изделия.
Кроме того, в феврале в Черном море обнаружили немецкую подводную лодку U-23, участвовавшую во Второй мировой войне. Субмарина, затопленная в 1944 году, была обнаружена на глубине 40 м недалеко от турецкого города Агва. Поиски подводной лодки в течение нескольких лет вел турецкий морской инженер и дайвер Сельджук Колай. Позднее к нему присоединились подразделения Военно-морских сил Турции. Предполагаемое расположение подлодок было установлено с помощью архивных документов еще в 2008 году, но тогда у Колая не было возможности снять затопленную технику на видео, к ней совершались лишь одиночные погружения с аквалангом, которым нередко мешали штормы.