Код да Винчи: ДНК художника восстановят из волос

Итальянские ученые получат ДНК да Винчи из пряди его волос

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи Wikimedia Commons
Итальянские исследователи получили прядь волос Леонардо да Винчи, ранее находившуюся в частной американской коллекции. Если анализ ДНК подтвердит, что это действительно волосы художника, то это позволит как подтвердить подлинность останков, находящихся во Франции, так и попытаться найти генетические основы выдающихся талантов да Винчи.

В руки итальянских ученых попала прядь волос, вероятно, с головы Леонардо да Винчи, который умер ровно 500 лет назад. Исследователи собираются доказать это с помощью анализа ДНК, сообщает издание The Guardian.

Ранее волосы, подписанные как Les Cheveux de Leonardo da Vinci («Волосы Леонардо да Винчи»), находились в частной коллекции в США. Со 2 мая они будут выставлены в качестве экспоната Музея Леонардо да Винчи в итальянском городе Винчи (близ которого и родился знаменитый художник).

«Мы рассчитываем, что эта необыкновенная реликвия позволит нам продолжить исследование ДНК да Винчи», — отмечают директор музея Алессандро Веццози и президент Фонда наследия Леонардо да Винчи Агнезе Сабато.

Выставка приурочена к 500-летию смерти художника. Также 2 мая волосы да Винчи покажут на пресс-конференции в библиотеке «Леонардиана», тоже расположенной в Винчи.

«Эта историческая реликвия, прядь волос, долгое время была скрыта в американской коллекции, — говорит Веццози. — Теперь она будет выставлена вместе с документами, подтверждающими ее древнее французское происхождение».

В 2016 году Веццози и Сабато объявили, что они обнаружили прерванную линию, идущую от единокровного брата да Винчи, Доменико — до 35 потомков мужского пола, проживающих в основном в Тоскане.

«Эта находка — то, что нужно, чтобы сделать наши исторические заявления более убедительными с научной точки зрения, — говорит Сабато. — Мы планируем провести анализ ДНК реликвии и сравнить его с ДНК живых потомков Леонардо, а также с костями, найденными в захоронениях да Винчи, которые мы обнаружили в последние годы».

Также Сабато рассчитывает, что анализ ДНК пряди волос позволит разрешить спор относительно предполагаемых останков художника в гробнице в городе Амбуаз во Франции.

Леонардо был похоронен в часовне Сен-Флорен в замке Амбуаз, но замок пострадал во время Французской революции. Найденные в нем кости были перезахоронены в другой часовне, Сен-Юбер, но до сих пор неизвестно, действительно ли это останки да Винчи.

В 2016 году итальянские врачи выяснили, что да Винчи скончался от инсульта. Они составили «дневник жизни Леонардо да Винчи», в котором проанализировали состояние его здоровья в период от 1517 до 1519 года (в 1519 году художник умер в возрасте 67 лет). «Дневник» был основан на свидетельствах современников, записях самого художника и предыдущих работах, анализирующих его здоровье.

В «Дневнике» указывается, что у Леонардо да Винчи парализовало правую руку, когда ему было 65 лет. «Тем не менее ученый продолжал писать и рисовать», — отметили исследователи. По словам врачей, паралич наступил из-за первого инсульта.

Повторный инсульт, случившийся в 1519 году, по мнению специалистов, и стал причиной гибели художника.

В том же году стартовал проект по восстановлению внешности да Винчи с помощью анализа ДНК чешуек кожи и волос, сохранившихся на картинах и записных книжках художника.

Работу возглавили специалисты из Института Крейга Вентера в Калифорнии, которые вели работу по секвенированию человеческого генома. Ученые начали исследования с анализа картины «Поклонение волхвов», которая хранится во Флоренции.

Сравнивать полученную ДНК будут с генетическим материалом ныне живущих родственников да Винчи, а также с ДНК, извлеченной из предполагаемых останков его родителей. Генетики полагают, что, если работа пройдет успешно, специалисты смогут не только составить «генетический портрет» ученого, но и восстановить определенные черты его внешности. Кроме того, сведения о ДНК да Винчи могут помочь исследователям обнаружить точное место его захоронения.

Еще одна задача исследователей — попытаться найти генетические «корни» необычайных талантов да Винчи, отмечается на сайте проекта.

На сегодняшний день часть работы уже сделана — исследователи подтвердили, что с помощью анализа картин и других произведений искусства можно выделить подходящий биологический материал. Также они изучили микробную флору, «населяющую» дерево, холст, каменные, мраморные и гипсовые скульптуры, и установили, что бактериальные сообщества на них различаются. Кроме того, ученые выделили определенные штаммы, которые могут быть причиной разрушения и выцветания картин — это поможет как можно дольше сохранить подлинники в целости.