В руки итальянских ученых попала прядь волос, вероятно, с головы Леонардо да Винчи, который умер ровно 500 лет назад. Исследователи собираются доказать это с помощью анализа ДНК, сообщает издание The Guardian.
Ранее волосы, подписанные как Les Cheveux de Leonardo da Vinci («Волосы Леонардо да Винчи»), находились в частной коллекции в США. Со 2 мая они будут выставлены в качестве экспоната Музея Леонардо да Винчи в итальянском городе Винчи (близ которого и родился знаменитый художник).
«Мы рассчитываем, что эта необыкновенная реликвия позволит нам продолжить исследование ДНК да Винчи», — отмечают директор музея Алессандро Веццози и президент Фонда наследия Леонардо да Винчи Агнезе Сабато.
Выставка приурочена к 500-летию смерти художника. Также 2 мая волосы да Винчи покажут на пресс-конференции в библиотеке «Леонардиана», тоже расположенной в Винчи.
«Эта историческая реликвия, прядь волос, долгое время была скрыта в американской коллекции, — говорит Веццози. — Теперь она будет выставлена вместе с документами, подтверждающими ее древнее французское происхождение».
В 2016 году Веццози и Сабато объявили, что они обнаружили прерванную линию, идущую от единокровного брата да Винчи, Доменико — до 35 потомков мужского пола, проживающих в основном в Тоскане.
«Эта находка — то, что нужно, чтобы сделать наши исторические заявления более убедительными с научной точки зрения, — говорит Сабато. — Мы планируем провести анализ ДНК реликвии и сравнить его с ДНК живых потомков Леонардо, а также с костями, найденными в захоронениях да Винчи, которые мы обнаружили в последние годы».
Также Сабато рассчитывает, что анализ ДНК пряди волос позволит разрешить спор относительно предполагаемых останков художника в гробнице в городе Амбуаз во Франции.
Леонардо был похоронен в часовне Сен-Флорен в замке Амбуаз, но замок пострадал во время Французской революции. Найденные в нем кости были перезахоронены в другой часовне, Сен-Юбер, но до сих пор неизвестно, действительно ли это останки да Винчи.
В 2016 году итальянские врачи выяснили, что да Винчи скончался от инсульта. Они составили «дневник жизни Леонардо да Винчи», в котором проанализировали состояние его здоровья в период от 1517 до 1519 года (в 1519 году художник умер в возрасте 67 лет). «Дневник» был основан на свидетельствах современников, записях самого художника и предыдущих работах, анализирующих его здоровье.
В «Дневнике» указывается, что у Леонардо да Винчи парализовало правую руку, когда ему было 65 лет. «Тем не менее ученый продолжал писать и рисовать», — отметили исследователи. По словам врачей, паралич наступил из-за первого инсульта.
Повторный инсульт, случившийся в 1519 году, по мнению специалистов, и стал причиной гибели художника.
В том же году стартовал проект по восстановлению внешности да Винчи с помощью анализа ДНК чешуек кожи и волос, сохранившихся на картинах и записных книжках художника.
Работу возглавили специалисты из Института Крейга Вентера в Калифорнии, которые вели работу по секвенированию человеческого генома. Ученые начали исследования с анализа картины «Поклонение волхвов», которая хранится во Флоренции.
Сравнивать полученную ДНК будут с генетическим материалом ныне живущих родственников да Винчи, а также с ДНК, извлеченной из предполагаемых останков его родителей. Генетики полагают, что, если работа пройдет успешно, специалисты смогут не только составить «генетический портрет» ученого, но и восстановить определенные черты его внешности. Кроме того, сведения о ДНК да Винчи могут помочь исследователям обнаружить точное место его захоронения.
Еще одна задача исследователей — попытаться найти генетические «корни» необычайных талантов да Винчи, отмечается на сайте проекта.
На сегодняшний день часть работы уже сделана — исследователи подтвердили, что с помощью анализа картин и других произведений искусства можно выделить подходящий биологический материал. Также они изучили микробную флору, «населяющую» дерево, холст, каменные, мраморные и гипсовые скульптуры, и установили, что бактериальные сообщества на них различаются. Кроме того, ученые выделили определенные штаммы, которые могут быть причиной разрушения и выцветания картин — это поможет как можно дольше сохранить подлинники в целости.