«Истинный патриот»: что изобрел для России адмирал Макаров

115 лет назад погиб адмирал Макаров, прославившийся научными исследованиями

РИА Новости/ТАСС
13 апреля 1904 года погиб командующий Тихоокеанской эскадрой в русско-японской войне адмирал Степан Макаров. Помимо службы на флоте он прославился как крупный исследователь и изобретатель в области военно-морского дела. Макаров написал десятки научных работ, ходил в кругосветное путешествие, при нем русские корабли впервые торпедировали противника, он добился создания легендарного ледокола «Ермак».

115 лет назад в результате подрыва на японской мине флагманского броненосца «Петропавловск» погиб командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Степан Макаров – человек, которого называли последним по-настоящему выдающимся флотоводцем Российской империи. Потомственный морской офицер, он обладал недюжинными способностями к флотским делам. Макаров предсказал нападение японцев у Порт-Артура и последующие проблемы русских военно-морских сил еще за несколько дней до начала войны.

В то время как командующий Тихоокеанской эскадрой Оскар Старк во время внезапной ночной атаки на русские корабли вместе с другими начальниками гулял на балу в честь дня рождения своей жены, Макаров в Кронштадте уже думал, как противостоять построенным англичанами суперсовременным японским судам. Не удивительно, что совсем скоро его позвали занять место опростоволосившегося адмирала.

Макаров предсказывал и свое назначение на театр военных действий: «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи, а наше положение там незавидное».

За короткий срок руководства процессом – вплоть до своей гибели – Макаров успел качественно организовать оборону Порт-Артура. Далеко не факт, что крепость была бы сдана, останься командир жив.

За 55 лет жизни Макаров успел проявить себя не только исключительно квалифицированным флотоводцем, но и исследователем: из-под его пера вышло более 50 научных работ по кораблестроению и океанологии. Еще гардемарином он демонстрировал склонность к изобретательству. А сев однажды на мель со своим судном из-за пробоины, мичман Макаров написал цикл статей на тему непотопляемости судов. Именно он ввел этот термин в судостроение, определив непотопляемость как способность корабля плавать и не терять своих боевых качеств от полученных пробоин.

Молодой офицер предложил поистине новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, наконец, об использовании специальных пластырей для заделывания пробоин.

«В этом первом своем научном исследовании Макаров предлагал ряд устройств для откачивания воды, свой знаменитый рейковый пластырь для быстрой заделки пробоины, систему затопления отдельных отсеков корабля для выравнивания крена и дифферента»,

— отмечал российский и советский академик Алексей Крылов.

Этот пластырь использовался на всех кораблях Балтийской эскадры, а в 1873 году Макаров представил его на Всемирную выставку в Австрии, после чего разработка русского офицера успешно перекочевала во флоты других стран. По словам Крылова, эффективность и необходимость некоторых разработок Макарова были доказаны специалистами только после его гибели, а изначально к ним относились скептически. К таким изобретениям относятся, например, наконечники к бронебойным снарядам. Их контр-адмирал создал на посту главного инспектора морской артиллерии. Среди прочих его разработок — семафорная азбука. Время расставило все по своим местам. Авторство Макарова в теории непотопляемости неоспоримо.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов при личном участии набравшегося опыта и заработавшего авторитет офицера впервые были использованы в боевых действиях самодвижущиеся мины – торпеды.

Изучая движение торпеды при стрельбе во время хода корабля, Макаров выяснял, каков будет угол ее отклонения от правильного пути на разных скоростях. Многократные упражнения позволили ему добиться весьма высоких результатов при стрельбе на ходу из носового аппарата: торпеда точно попадала в цель.

«Стрельба минами на дальние расстояния может принести большую пользу в бою. Никакие затраты на развитие минного дела не могут считаться чрезмерными. По моему мнению, в будущих наших войнах минам суждено будет играть громадную роль», — писал он.

Теорию и практику боевого применения торпед Макаров обобщил в революционном для своего времени труде «Правила проведения ночных атак минных катеров». Кроме того, именно Макарову принадлежит идея использования в бою разнородных сил флота.

Особое внимание Макаров уделял исследованию подводных течений для понимания процесса наиболее оптимальной постановки мин. Результатом этой работы стал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», за который офицер получил премию. Для изучения течений им были спланированы и разработаны высокоточные приборы. Макаров был убежден, что наукой необходимо заниматься в любом плавании, будь то учебный поход или боевой.

«По законам того времени Макаров имел право взять на свое изобретение патент во всех странах и нажил бы миллионы. Но не таков был Макаров, истинный патриот, он всем, даже жизнью, жертвовал на благо своей родины, как это доказала его безвременная гибель», — отмечал академик Крылов.

Макаров отстаивал концепцию «безбронного судна», полагая, что количество вооружения, включая торпедное, а также высокая скорость важнее брони. Он выступал за открытое размещение орудий на верхней палубе, считая, что вес защиты лучше употребить на дополнительные пушки. На взгляд Макарова, четыре крейсера по 3 тыс. т гораздо эффективнее одного весом в 12 тыс. т.

«Развитие минного и механического дела совершенно опрокидывает все сложившиеся временем понятия о боевой силе судов.

Правда, что малые минные суда не защищены броней от артиллерии больших, но, с другой стороны, и большие не защищены броней от мин малых», — резюмировал Макаров.

В рамках своих научных изысканий моряк сконструировал один из первых надежных батометров – гидрологический прибор для взятия проб воды с различных глубин, ставший бесценным в океанографических экспедициях. Изобретение состоялось во время плавания Макарова на первом русском цельнометаллическом бронепалубном крейсере «Витязь» в 1886 году. Батометр имел высоту 61 см, диаметр 15 см и был обшит снаружи войлоком и парусиной. Макаров командовал судном уже в качестве капитана первого ранга, но времени у него хватало – «Витязь» как раз совершал кругосветное путешествие, благодаря которому имя корвета прославилось на всю планету и вошло в историю мореплавания. «Витязь» — единственный отечественный корабль, название которого начертано на фронтоне Международного океанографического музея в Монако.

Плодом кругосветки стал фундаментальный труд Макарова на тысяче страниц – «Витязь» и Тихий океан». После выхода книги ее автор получил золотую медаль от Русского Географического общества за выдающийся вклад в науку.

Одним из главных проектов Макарова было создание и использование ледоколов, за счет которых флотоводец собирался осваивать Северный морской путь.

Данная инициатива встретила упорное сопротивление у консервативных кораблестроителей, не видевших никакого смысла в подобной затее, и у министерства финансов, опасавшегося выделять средства на сомнительную, как казалось чиновникам, авантюру.

Макарову все-таки удалось добиться своего при поддержке Дмитрия Менделеева. Деньги были получены, и вице-адмирал возглавил комиссию для разработки проекта – в нее вошли сам Менделеев, друг идеолога проекта адмирал Фердинанд Врангель, а также другие лучшие умы страны, инженеры и флотоводцы.

В 1898 году первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» был спущен на воду. Макаров командовал новым кораблем в полярных плаваниях, проводил научные работы по изучению северных льдов и фауны океана. В 1901-м он совершил на «Ермаке» экспедицию для исследования Земли Франца-Иосифа. Сохранились данные, что именно Макаров впервые поднял на островах флаг Российской империи. Им были собраны коллекции растений, ископаемых и грунтов, а у южной оконечности архипелага обнаружены теплые воды Гольфстрима. «Ермак» получился настолько надежным, что участвовал в походах до 1964 года.