4 апреля 1949 года министры иностранных дел двух североамериканских и десяти европейских стран подписали в Вашингтоне Североатлантический договор, послуживший учредительным документом к созданию международной военно-политической организации НАТО. Она была призвана регулировать новую систему коллективной безопасности в послевоенном мире. Первыми членами блока стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Главной целью НАТО его идеологи рассматривали защиту от «советской угрозы».
Мир во второй половине 1940-х годов стремительно поляризировался.
Антигитлеровская коалиция, в рамках которой СССР сотрудничал с капиталистическими державами, распалась через полгода после окончания Второй мировой войны.
А фултонская речь Уинстона Черчилля с обличением коммунизма 5 марта 1946 года послужила сигналом к началу холодной войны: на Европу опустился железный занавес. Следующим шагом к формированию военного лагеря явилась доктрина «сдерживания СССР», провозглашенная год спустя американским президентом Гарри Трумэном и устанавливавшая курс США как «лидера свободного мира». Советское руководство, конечно, показательно раскритиковало недавних западных партнеров, попутно сравнив Черчилля с Адольфом Гитлером, однако в сущности было не против размежевания по линии капитализм – социализм.
Уже тогда Иосиф Сталин вынашивал план основания собственного клуба стран, в той или иной степени зависящих от Советского Союза. В 1955 году замыслы генералиссимуса выльются в оформление Организации Варшавского договора (ОВД), официальной причиной создания которой назовут присоединение к НАТО недавнего агрессора – ФРГ. Помимо СССР документ в польской столице подпишут представители еще семи европейских стран – все социалистические режимы континента, кроме титовской Югославии, выбравшей тогда «третий путь». По сути союзников у СССР окажется еще больше. Они будут рассредоточены по всему миру – от Кубы до Монголии и Северной Кореи.
И все же противник превосходил блок стран «народной демократии» по военному и экономическому потенциалу.
Предтечей Североатлантического договора послужил Брюссельский пакт 1948 года, учредивший Западноевропейский союз в составе пяти государств (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) с целью «экономического, социального и культурного сотрудничества и коллективной самообороны». Вместе с США и Канадой они сформировали основу НАТО.
По мнению ряда отечественных историков, поскольку западноевропейские страны ориентировались на материальную поддержку со стороны США по плану Маршалла, они добровольно признавали протекционистскую роль Вашингтона в новом военно-политическом союзе.
Проект Североатлантического договора впервые был опубликован 18 марта 1949-го. В его тексте говорилось о приверженности Уставу ООН, международному миру и справедливости, коллективной безопасности, а также содержалось обязательство государств–участников воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения, если это противоречит целям ООН. В блок планировалось включить не только все страны, расположенные на северном побережье Атлантического океана, но и другие государства вплоть до Ирана. Эти замыслы не увенчались успехом. В Азии к НАТО согласилась присоединиться только Турция.
Предполагалось также унифицировать армии и стандартизировать по американскому образцу вооружения этих стран.
В период формирования блока США требовали, чтобы непременным условием его создания было предоставление Вашингтону широких возможностей для строительства военных, военно-воздушных и военно-морских баз на территориях стран-участниц. В договоре были определены основные структуры альянса, а также предусмотрена возможность учреждения различных дополнительных органов и тем самым заложена основа разветвленной военно-бюрократической системы Североатлантического блока. Время действия договора было установлено на 20 лет. Однако ввиду предусмотренного автоматического продления фактически срок можно считать неограниченным.
Согласно официальной программе, противостояние Советскому Союзу не являлось единственной задачей НАТО. В планы его учредителей также входило недопущение возрождения нацизма и обеспечение роста политической интеграции Европы.
Знаменитый антагонист коммунизма, государственный секретарь США и один из основоположников НАТО Джон Даллес признавал, что руководители стран-учредительниц альянса не верили в агрессию со стороны СССР.
«Советский коммунизм избегает всего того, что похоже на войну одного народа с другим, — писал он. – Некоторые из наиболее высокопоставленных и компетентных людей в Европе говорили мне недавно, что они не верят, чтобы коммунистическая партия осмелилась приказать русским армиям двинуться на Западную Европу в качестве армий вторжения, если только Россия сама не подвергнется нападению и русскому народу будет ясно, что эти действия необходимы для самозащиты.
Большинство осведомленных людей склонны считать, что не существует непосредственной угрозы вторжения армии из России в Западную Европу или в Азию для ведения агрессивной войны».
Изречения другого ненавистника коммунизма, посла США в Москве Джорджа Кеннана давали основания некоторым подозревать Вашингтон в подготовке смены политического режима в СССР.
«Полностью в пределах Соединенных Штатов повлиять своими действиями на внутреннее развитие как самой России, так и всего международного коммунистического движения», — отмечал дипломат.
Североатлантический договор состоял из 14 статей, определявших характер и задачи блока. Одной из важнейших являлась статья 5, согласно которой нападение на одну из стран-подписантов документа рассматривалось как агрессия против всех участников. В таком случае все члены НАТО обязывались прийти на выручку жертве с применением военной силы.
Статья 9 предусматривала создание постоянных политических и военных органов блока.
Высшим политическим органом становился Совет НАТО из глав государств или правительств всех участников, собирающийся на сессии два-три раза в год. В перерывах между заседаниями должен был действовать Постоянный совет из ответственных лиц. Главным исполнительным органом Совета НАТО и его Постоянного совета назначался Генеральный секретариат во главе с генсеком Североатлантического альянса. В высший военный орган – Военный комитет – входили начальники генеральных штабов государств.
Статья 10 предусматривала перманентное расширение альянса. Исходя из ее положения, «договаривающиеся стороны могут предлагать любому другому европейскому государству, способному вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к договору».
В СССР заявленные цели НАТО оценивали крайне скептически. Как подчеркивалось в меморандуме советского правительства, Североатлантический договор «не только не содействует укреплению мира и международной безопасности, но находится в прямом противоречии с принципами и целями Устава ООН».
«Он не имеет ничего общего с целями самообороны государств-участниц договора, которым никто не угрожает и на которые никто не собирается нападать, — сообщалось в заявлении. –
Наоборот, этот договор имеет явно агрессивный характер и направлен против СССР».
Содержание Североатлантического договора противоречило англо-советскому (заключен в 1942 году) и франко-советскому (1944) договорам, обязывавшим Великобританию и Францию не принимать участия в коалициях, направленных против СССР.