«Спокойной ночи»: как исчез малазийский Boeing

Исторический онлайн: последние часы рейса MH370

Отдел «Наука»
Путь самолета рейса MH370 на карте и фотография самого Boeing 777 Malaysia Airlines, коллаж «Газеты.Ru» Andrew Heneen и Athit Perawongmetha/Reuters
Ровно 5 лет назад в свой последний полет отправился малазийский Boeing 777, пропавший с радаров и не оставивший следов. О хронологии самого загадочного полета в истории авиации вспоминала «Газета.Ru» в исторической онлайн-трансляции.
Трансляция
05.40

Корабли нескольких стран до января 2017 года и вели бесплодные поиски. Они велись на узкой полосе Индийского океана к западу от австралийского побережья, их площадь составляла 120 тыс. км. Не добившись результата, Австралия, Малайзия и Китай в январе 2017 года прекратили поиски, на которые за три года было потрачено $160 млн.

На днях малазийские власти объявили, что вновь готовы приступить к поискам самолета, если найдутся новые свидетельства о его месте падения. Надеемся, что когда-нибудь эта тайна века будет разгадана. Спасибо, что были с нами!

05.23

За все время в различных районах Индийского океана было обнаружено свыше 30 обломков, которые могли иметь отношение к пропавшему лайнеру, однако экспертиза подтвердила принадлежность пропавшему самолеты лишь трех из них. В минувшее воскресенье два из них, в том числе фрагмент крыла длиной 4,3 метра, были впервые выставлены напоказ в Малайзии.

05.02

Вот все, что известно о последовательности событий на борту трагически пропавшего лайнера в ту злополучную ночь. Что случилось с самолетом — угон злоумышленниками, или целенаправленные действия экипажа — спустя пять лет остается загадкой.

04.39

Лишь много позднее математики из США и Катара нашли объяснение тому, почему на месте пропажи малайзийского самолета Boeing 777 в океане не было найдено ни обломков, ни следов топлива. Они просчитали поведение самолета в пяти возможных вариантах падения и пришли к выводу, что самолет вошел в воду вертикально или под тупым углом. Лишь при таком падении на фюзеляж почти не действуют изгибающие моменты, которые разламывают его на части. «Последние моменты лайнера MH370, скорее всего, останутся загадкой, пока не будут найдены и расшифрованы «черные ящики». Но эксперты поддерживают версию о пикировании самолета в океан», — считали ученые.

04.25

Из-за того, что сигналы отправлялись с частотой в час, и возникла проблема с точностью определения возможного места падения лайнера. Его лишь приблизительно удалось обрисовать, используя расчеты предполагаемого остатка топлива.

04.11

С летящего самолета спутниками фиксируется последний, седьмой технический сигнал. Его анализ и позволил в итоге установить примерный район падения лайнера. Северная дуга на карте мира дотягивалась до стран Центральной Азии и до Туркмении, южная дуга – к западу от побережья Австралии. Публикация этих расчетов через несколько дней после инцидента взбудоражила весь мир – это заставило строить конспирологические версии о возможности угона самолета и посадки его на заброшенных аэродромах мира.

03.49

К этому времени начинаются реальные поиски пропавшего самолета, задействуются все заинтересованные службы. Однако доподлинно известно, что самолет в это время еще находился в воздухе, его двигатели работали. Что в этот момент происходило на борту — загадка.

03.24

Авиакомпания Malaysia Airlines официально объявляет о пропаже самолета на своей страничке в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена).

02.55

Эти сигналы сообщают на землю различные технические параметры самолета – курс, высоту, режим работы двигателей. За все время этого мистического полета состоялось семь таких «пингов», и их анализ сыграл важнейшую роль в последующих поисках. Несмотря на то, что сигналы эти не передают на землю истинные координаты самолета, кое-что о его положении, как выяснилось, по ним узнать можно. Учтя высоту спутников во время приема пингов и задержку сигнала, экспертам удалось нарисовать две возможные дуги на карте мира, откуда мог прийти последний сигнал лайнера.

02.43

Сигналы этой системы SATCOM передаются не постоянно, а раз в час. Эта система с помощью сети геостационарных спутников связи Inmarsat обеспечивает покрытие всего земного шара, за исключением полярных областей с широтой больше 70°.

02.35

Лишь спустя несколько дней после пропажи лайнера будет объявлена ценная информация. Все современные лайнеры, помимо упоминавшихся передатчиков, работающих в УКВ-диапазоне, независимо от воли пилотов связываются со спутниками и передают им техническую информацию о полете.

02.30

По расписанию рейс 370 должен прибыть в Пекин, однако в аэропорту встречать некого. Родственники пассажиров начинают переживать и пытаться узнать что-то о судьбе самолета.

02.12

Однако кое-какая связь (если это можно назвать связью) с самолетом все же присутствует. Вообще пропажа лайнера подогрела интерес к устройству современных гражданских лайнеров у обывателей, которые, благодаря инциденту узнали много нового о самолетах, на которых летают, часто, не задумываясь о том, как они функционируют.

01.38

Что происходит с самолетом все последующие часы, живы ли, в сознании его экипаж, проводники, пассажиры — не известно.

01.12

Все последующие часы самолет будет лететь без связи с землей в полной неизвестности для наземных служб.

00.40

Этот сигнал означает наступление ситуации, при которой обстоятельства требуют немедленного применения чрезвычайных действий. До его введения потребовался час проверок, которые позволили окончательно понять, что самолет действительно пропал.

23.59

Поняв, что самолет действительно пропал, и это не ошибка средств слежения, авиакомпания объявляет красный сигнал тревоги.

23.30

«В этот период неопределенности Malaysia Airlines необходимо установить факты, связавшись с другими диспетчерами и самолетами, летевшими по тому маршруту», — пояснили позднее в авиакомпании.

22.59

В это время авиакомпания пытается связаться с пропавшим бортом всеми способами и определить его местоположение.

22.40

В компании Malaysia Airlines заявили, что их самолет, следовавший в Пекин, пропал с экранов радаров.

22.31

К этому времени самолет отклонился от своего маршрута уже на сотни километров, оказавшись по другую сторону от Малайского полуострова. Примерно в это время последний раз гражданские и военные радары отмечали местоположение самолета. Позднее малазийские власти передадут данные своих радаров американским и британским представителям. Из них будет сделан первый вывод о том, что самолет отправился не на север, а совсем в другом направлении.

22.15

Несмотря на то, что передатчики самолета выключены, лайнер фиксируется военными радарами, которые видят его, сами облучая радиоволнами. Позднее ВВС Малайзии сообщат, что самолет был замечен пролетающим над островом Пулау-Перак в Малаккском проливе.

22.03

Второй пилот – 27-летний Фарик Абдул Хамид, семь лет работавший в авиакомпании. Налет свыше 2800 часов.

21.50

Командир воздушного судна – 53-летний Захари Ахзмад Шах, опытный пилот, проработавший в авиакомпании 33 года. В должности командира Boeing 777-200 — с 1998 года. Налетал 18 423 часа, 8659 из них на Boeing 777-200. Женат, отец троих детей.

21.37

Ожидаемый очередной сигнал системы ACARS, передаваемый раз в полчаса, с воздушного судна не подается. Это означает. Что система перестала работать в промежуток времени между 21.07 и 21.37 мск. Это важное обстоятельство, поскольку отключить систему могут только знающие люди. Если бы самолет был захвачен террористами или был угнан, система бы продолжала сама передавать на землю о всех эволюциях самолета.

21.30

Малазийские средства слежения потеряли самолет над Сиамским заливом в точке с координатами 06 55 15 N и 103 34 43 E.

21.28

Тайский радар, расположенный в южной провинции Сураттхани, засекает неизвестный самолет, летящий в направлении, противоположном рейсу MH370. Похоже, за эти 5 минут самолет успел резко поменять курс и полететь на запад над полуостровом Малакка.

21.23

Самолет пропадает с экранов и малазийского военного радара.

21.22

После выключения транспондеров самолет пропадает с экранов наземных радаров. «С этого момента с точки зрения диспетчера самолет летит вслепую», — поясняет Квест. Отметку перестают видеть и вьетнамские диспетчеры в аэропорту Хо Ши Мина. Выключить транспондер не так сложно – просто нажать переключатель в кабине пилотов.

21.21

Внезапно отключаются устройства-транспондеры, передающие информацию о местоположении самолёта и его идентификационные данные. Эти передатчики автоматически посылают с самолета сигналы, передающие номер борта, высоту полета, скорость и курс. Дальность их действия невысока, но именно благодаря им диспетчеры на земле видят отметку самолета и знают, какой борт перед ними и параметры его полета.

21.19

MH370 выходит из зоны контроля малазийских служб и входит в зону вьетнамского контроля за движением. Пилот выходит в эфир и сообщает диспетчеру наземного контроля воздушного пространства: «Отлично, спокойной ночи». Это последние слова, услышанные на земле с пропавшего лайнера.

Фраза «спокойной ночи» часто произносится пилотами при переходе от одной зоны ответственности к другой. «Это нормально. Так говорят несметное число раз. Хорошо, спокойной ночи – это приятный способ закончить радиопереговоры», — пояснил американский авиационный эксперт Ричард Квест, корреспондент CNN.

21.11

Адресно-отчётная система авиационной связи (ACARS) – цифровая система связи, применяемая в авиации для передачи коротких технических сообщений между самолетом и наземными станциями. Эта система собирает тысячи показателей на борту самолета, и отправляет их через спутник авиакомпании, производителям двигателей и другим заинтересованным сторонам. Так, передается информация о режимах работы двигателей, маневрах самолета и другие данные.

21.07

Бортовая система ACARS в автоматическом режиме отправляет на землю техническую информацию о состоянии самолета. «Она не показала ничего необычного. Сигнал показал нормальный полет по пути в Пекин», — позднее заявит управляющий директор авиакомпании Ахмад Джаухари Яхья.

20.53

На борту помимо 227 пассажиров 12 членов экипажа, в основном это мужчины.

20.42

После проверки всех систем самолет начал разбег и взлетел, взяв курс на Пекин.

20.40

Boeing 777-200ER борт 9M-MRO был полностью заправлен. Топлива всегда берут с избытком – на случай посадки на запасных аэродромах и при нештатных ситуациях. Объема полученного топлива должно было хватить на 7 с половиной часов полета – позднее объем полученного топлива сыграет важную роль в оценке района возможного падения лайнера. Было дано разрешение на взлет. Длина маршрута — 4417 километров.

20.19

Это был обычный ночной рейс MH370, который Boeing 777 должен был выполнять по маршруту Куала-Лумпур – Пекин. Самолет должен был вылететь в 00.35 по местному времени (20.35 мск), весь полет должен был занять 6 часов, посадка в Пекине должна была произойти в 6.30 местного времени (2.30 мск.)

20.00

Ровно пять лет назад, вечером по московскому времени 7 марта 2014 года бесследно исчез Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, на борту которого находились 239 человек. Исчезновение современного межконтинентального лайнера в водах Индийского океана стало беспрецедентным случаем и по сей день остается самой необъяснимой загадкой в истории гражданской авиации. О событиях той трагической ночи в небе Юго-Восточной Азии «Газета.Ru» вспоминает в исторической онлайн-трансляции.