Студенты или провокаторы: как разгоняли Майдан
Исторический онлайн разгона Евромайдана в Киеве
1 декабря протесты продолжились с новой силой. Киевские площади заняли десятки тысяч людей. Акция перестала быть мирной. Впереди стороны конфликта ждало изнурительное испытание с большим количеством жертв. Януковичу оставалось занимать президентское кресло чуть менее трех месяцев. Украина стремительно менялась. «Газета.Ru» завершает историческую онлайн-трансляцию, посвященную пятилетию разгона Евромайдана. Совсем скоро мы вспомним другие эпизоды киевских событий.
Официальные украинские СМИ считают разгон Майдана катализатором будущих событий. Действия «Беркута» восстановили против власти даже тех, кто прежде относился к ней вполне лояльно.
«События 30 ноября стали переломным моментом в украинских протестах конца 2013 года, сместив акцент протестов из проевропейского на антиправительственный, и придав им массовости», — отмечал «Укринформ».
Президент Янукович осудил силовые методы подавления протестов и пообещал привлечь виновных к ответственности: «Я осуждаю действия, которые привели к силовому противостоянию и страданиям людей. Несколько дней назад я перед всей страной заявил о поддержке гражданских ненасильственных акций. Те, кто не услышали слова конституции и президента и своими решениями и действиями спровоцировали конфликт на Майдане, — будут наказаны».
Годы спустя, уже находясь в России, возложил вину за жесткий разгон протестующих на сотрудников «Беркута» — дескать, это милиционеры перестарались. «Это была спланированная провокация, ибо студентов к тому времени почти не было, их оставались единицы. Тогда просто пришли радикалы, им не понравилось происходящее, и они начали провоцировать «Беркут». На мой взгляд, «Беркут» превысил свои полномочия, но это моя точка зрения», — рассказывал бывший президент в Ростове-на-Дону.
В центре Киеве не осталось ни одного участника Евромайдана. «Беркут» переводит дух. Коммунальщики монтируют новогоднюю елку. Высшие руководители Украины едва ли сомкнули глаза в ту беспокойную ночь. Наверное, они уверены в прекращении акции протеста и возвращении столицы к мирной жизни.
Очевидцы событий делились эмоциями в соцсетях.
«Людей с Евромайдана вывозят скорыми. Ровно в 4.00 «Беркут» начал зачистку территории. Люди даже не могли противостоять, спали и просто сидели», — написала журналистка украинского «5 канала» Инна Неродик по горячим следам.
Под нажимом общественности были названы ответственные в жестком характере разгона. Генпрокуратура вручила уведомления о подозрении в превышении должностных полномочий заместителю секретаря СНБО Владимиру Сивковичу, председателю Киевской городской государственной администрации Александру Попову, начальнику киевской милиции Валерию Коряку и его заместителю Петру Федчуку. Все они лишились своих постов, однако оппозиции таких «жертв» было уже мало.
Официальная позиция генпрокуратуры по событиям была такова: люди не реагировали на законные требования работников милиции, отказывались освободить Майдан для подготовки к новогодним праздникам, и вели себя агрессивно по отношению к бойцам «Беркута». Помимо бутылок и камней, активисты использовали металлические трубы.
Впоследствии оппозиция насчитает 2000 сотрудников «Беркута» и военнослужащих ВВ, принимавших участие в разгоне. Согласно заявлению тогдашнего генпрокурора Украины Виктора Пшонки, сделанному 14 декабря 2013 года, в освобождении Майдана от митингующих принимали участие 290 «беркутовцев» из Киева, Луганской и Черниговской областей, а также Крыма. По его словам, в момент начала операции на площади находилось около 500 человек, в том числе 30-40 — неустановленные личности в масках.
Этими «личностями» могли быть члены запрещенного в России «Правого сектора» (организация запрещена в России). По крайней мере, бывший лидер этого движения Дмитрий Ярош в своих интервью давал понять, что его люди присутствовали на месте событий в ночь на 30 ноября.
Стычки локализовались, но окончательно еще не прекратились. «Беркут» разгоняет оставшихся демонстрантов на Крещатике. На центр Киева постепенно сползает тишина.
Кроме того, 35 человек подверглись задержанию. Были возбуждены дела по статьям о хулиганстве и сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов. В отделения доставили жителей Киева и области, а также Львовской, Ровенской, Винницкой и Тернопольской областей.
Данные о пострадавших сильно разнятся в разных источниках. Травмы различной степени тяжести получили от 30 до 70 человек. За медицинской помощью в больницы обратился 21 активист, десять после осмотра были госпитализированы, в их числе оказались иностранцы. Среди милиционеров телесные повреждения были выявлены у семерых.
Очистив Майдан Незалежности от «нежелательных элементов», милиционеры повторно запускают на площадь сотрудников коммунальных служб. Те как ни в чем не бывало берутся за свою елку. Еще и каток надо залить.
Участники Евромайдана в панике бросились врассыпную. Бойцы преследуют людей по Крещатику и прилегающим улицам. Монахи принадлежащего неканонической УПЦ КП Михайловского монастыря распахивают ворота. Десятки активистов находят укрытие в древних стенах.
Эти кадры облетели весь мир: «беркутовцы» работали свирепо, валили людей лицом в асфальт, заламывали руки. Силовики явно обозлились и-за многодневных стояний в оцеплении при плохой погоде, обидных обзывательств и прочих провокаций со стороны митингующих. Полетевшие в «Беркут» бутылки и камни явно не пришлись правоохранителям по нраву.
Противостояние достигает своей кульминации! Бойцы «Беркута» получают команду и бросаются в бой. В ход идут дубинки. Майдан наполняется криками, ведь силового ядра для отпора милиционерам нет. С «протестувальниками» не церемонятся. Под раздачу попадают все, в том числе девушки. Чуть позже на Украине назовут события ночи на 30 ноября «избиением детей». Среди активистов действительно было немало студентов. Версия МВД такова: все приличные граждане ушли домой, а на площади остались провокаторы.
В центре Киева глушат сотовую связь и интернет. Ой, что-то сейчас будет!
Коммунальщики продолжают ограждать щитами территорию вокруг стелы Незалежности. Их работу охраняют сотрудники «Беркута». Милиция требует от митингующих покинуть площадь, которую готовят к празднованию Нового года. Активисты, конечно, видят в происходящем обыкновенную уловку. Стороны ругаются. Некоторые из участников протеста бросают в сторону правоохранителей различные предметы. Не выдерживая психологического давления, многие начинают покидать Майдан. В конце концов на площади остается две-три сотни человек. Что характерно, лидеров оппозиции тоже след простыл.
Приходят в движение прибывшие ранее на Майдан коммунальщики. Они оглашают свою цель – по заданию городских властей необходимо установить новогоднюю елку. Закончить миссию не удастся. Елка так и простоит до лета 2014 года в не до конца собранном состоянии, превратившись в один из символов Евромайдана. Ее обклеят плакатами с различными лозунгами, как вполне мирными, так и весьма радикальными. Здесь будет помещено требование к Януковичу освободить из тюрьмы Юлию Тимошенко. На конструкции также появятся флаги стран, поддержавших Майдан. Российского среди них не окажется...
В Киеве холодно – зима на носу. В МВД надеются, что с наступлением ночи многие разойдутся по домам. Однако одним идти просто некуда – они приехали издалека, а сейчас греются у горелок и самопальных костров. Другие твердо намерены идти до конца.
Поздно вечером на Майдане начинают скапливаться отряды «Беркута» — аналога российского ОМОНа. Отобрать у протестующих звуковоспроизводящую аппаратуру не получается. Командиры периодически вступают в переговоры с представителями оппозиции. Те совсем не боятся милицию. Напротив, у политиков идет кураж. Народ с ними!
Резкое обострение ситуации произошло 29 ноября, когда стало окончательно ясно: Соглашение об ассоциации с ЕС подписано в Вильнюсе не будет. События в Киеве приобретали стихийный характер. Пока в одной части города проходил митинг в поддержку властей, лидеры оппозиции на Майдане обвинили Януковича в государственной измене. Вопрос был поставлен ребром: немедленная отставка президента, и никаких компромиссов.
По прошествии нескольких дней на Михайловской площади у Софийского собора вырос лагерь Антимайдана, организованного Партией регионов в поддержку украинских властей. Его участники периодически вступали в конфликт с евромайдановцами. Впрочем, поначалу столкновения носили локальный характер.
Протест перебрасывается на другие города. Вторым после Киева по уровню активности стал Львов. Знамена запрещенного в России ВО «Свобода» и УПА (организация запрещена в России) едва ли не превалировали здесь над флагами Украины и ЕС.
22 ноября правительство Азарова предложило Евросоюзу провести переговоры в трехстороннем формате ЕС – Украина – Россия. Инициатива была с недоумением отклонена в Брюсселе. Многие политики стран Запада, не скрывая этого, поддерживали киевских демонстрантов. Положение власти становилось все более угрожающим, хотя о перевороте в те ноябрьские дни не думалось даже самым смелым участникам Майдана. Между тем, там потихоньку налаживали быт, устанавливали палатки и полевую кухню. Люди четко давали понять: никуда уходить они не собираются, пока не будут выполнены их требования. Комендантом палаточного городка был назначен Андрей Парубий, сегодня — спикер Верховной рады.
Изначально активисты «из народа» не пускали политиков на Майдан, и те разбили собственнный лагерь на Европейской площади. Примирение и объединение двух сил во имя общего дела состоялось 26 ноября. И даже тогда митинги не были многочисленными. Одновременно на площади редко находилось больше 1000 человек.
Тогда же сформировалось трио лидеров оппозиции. Политическую платформу Евромайдана возглавили бывший чемпион мира по боксу в супертяжелом весе, а к началу событий – лидер партии УДАР Виталий Кличко, председатель Верховной рады в 2007-2008 годах, опытный партийный функционер Арсений Яценюк и ультранационалист Олег Тягнибок, возглавлявший запрещенное в России ВО «Свобода». Не зря говорят: революция пожирает своих детей. Никого из них давно нет на первом фронте украинской политики. Кличко-старший занимается хозяйственными делами на посту мэра Киева, решая проблемы отопления домов и внезапного наступления зимы, Яценюк после работы на посту премьер-министра ушел в тень и почти не появляется на ТВ, Тягнибока «задвинули» еще дальше.
Украинцы, возмущенные тем, что правительство «сдало назад», начали обсуждать в соцсетях свои возможные действия. Уже вечером 21 ноября самые рьяные сторонники евроинтеграции пришли на Майдан. Первый митинг начался около 22:00. Пока что акция была не слишком многочисленная – по разным оценкам, от 1 до 2 тыс. человек. Манифестанты не стеснялись выкрикивать лозунги антироссийской направленности. Казалось бы, причем тут Россия? Да при том, что некоторые украинцы посчитали отказ от Соглашения об ассоциации с ЕС – разворотом в сторону Таможенного союза. Туда им ой как не хотелось!
В правительстве объяснили замораживание интеграции экономическими аспектами. При сближении с ЕС Украина неизбежно снижала бы сотрудничество с Россией и забывала о Таможенном союзе, куда ее активно приглашали. Поэтому украинские власти, как заявлял тогдашний вице-премьер Юрий Бойко, хотели добиться от ЕС компенсации потерь от уменьшения объемов торговли с восточным соседом. По словам председателя правительства Николая Азарова, одним из решающих факторов приостановки курса были жесткие условия, навязываемые МВФ для получения кредита.
Но вернемся к Евромайдану! Как уже было сказано выше, камнем преткновения стало Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Переговоры о подписании такого документа, который позволил бы Украине интегрироваться в ЕС как в политической, так и в торговой, а также культурной сферах, стартовали еще в 2007 году – то есть, в период президентства Ющенко. При раннем Януковиче внешнеполитический вектор сохранился. Небыстрый процесс реализовывался этап за этапом на протяжении нескольких лет. При этом новый президент четко давал понять населению своей страны и миру: в НАТО Украины не будет. 18 сентября 2013-го правительство Украины единогласно одобрило проект Соглашения. А уже 21 ноября, за неделю до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где и должно было состояться подписание документа, власти страны заявили о приостановке курса на Запад. Это был шок, ступор, сенсация!
Почему для выражения своего несогласия украинцы всегда выбирали Майдан Незалежности? Это центр, здесь модно гулять, вокруг здания в стиле сталинского ампира. Красиво. Мимо площади идет главная киевская улица Крещатик. Здесь же печально знаменитая по горячим событиям зимы 2013-2014 годов Институтская улица и еще с десяток других.
На самом Майдане располагается Дом профсоюзов, разгромленный и сожженный в разгар событий пятилетней давности, а также Лядские ворота, Главпочтамп, гостиница «Украина», с крыши которой, по одной из версий, в людей стреляли снайперы, и монумент независимости Украины – 52-метровая колонна, увенчанная фигурой в украинском народном костюме.
После обретения независимости украинцы традиционно обращали на себя внимание высокой политической активностью. Всем еще памятны дни Оранжевой революции, после которой началось время президента Ющенко. Кстати, те события на Майдане Незалежности начались ровно за девять лет до Евромайдана – 21 ноября 2004 года. Зимой 2000-2001 годов здесь бунтовали против президента Леонида Кучмы. Был в истории Украины и так называемый «первый Майдан» — так называемая Студенческая революция на граните, массовые акции протеста еще советской украинской молодежи в октябре 1990 года. Главная площадь Киева, правда, тогда носила название Октябрьской революции.
Виктор Янукович получил от соотечественников устойчивое клише президента ярко выраженных пророссийских взглядов. По сравнению с периодом Виктора Ющенко, отношения между Россией и Украиной при нем действительно улучшились. Это вылилось в подписание ряда взаимовыгодных договоров, в частности, Харьковских соглашений по продлению срока аренды базы Черноморского флота в Крыму. Существенно отличалась при Януковиче и официальная позиция государства по такому деликатному историческому моменту, как Голодомор. Массовый голод 1930-х годов не считался геноцидом украинцев. Ответственным назывался сталинский режим, в равной степени мучивший жителей многих регионов России, Белоруссии и Казахстана. В то же время в российско-украинских отношениях хватало и проблем. Самые непреодолимые лежали в области газовых поставок и конкретно – предоставления Украине скидок.
Вернемся на пять лет назад. Как выглядела Украина до Майдана? Минул год после успешно проведенного чемпионата Европы по футболу, когда витриной страны для иностранцев стали Киев и Донецк, Львов и Харьков. Города блистали свежими стадионами и обновленной инфраструктурой. На Донбассе принял 1,11 млн пассажиров за год модернизированный аэропорт имени Сергея Прокофьева. В местной Премьер-лиге выступало 16 команд (сейчас 12). Каждая проводила домашние матчи на своем стадионе. По всей Украине высились тысячи памятников Владимиру Ленину. В Киеве на каждом шагу слышалась русская речь. Доллар стоил 8 гривен (сейчас 28,5). В рейтинге стран с самым счастливым населением Украина занимала почетное 87-е место (в 2018 году – 138-е из 156-ти).
Пять лет назад украинские силовики в жесткой форме разогнали участников акции протеста на Майдане Незалежности в Киеве. Инцидент возымел эффект разорвавшейся бомбы. Вопреки желанию властей, их инициатива не прекратила, а только усилила протестные настроения в обществе. Симпатии большинства граждан, до этого лишь наблюдавших за событиями в центре столицы, оказались на стороне «протестувальников». Уже 1 декабря демонстрации в Киеве приобрели по-настоящему массовый характер. На улицы вышли десятки тысяч горожан. Им на подмогу потянулись караваны автобусов из провинции. Изменились и требования манифестантов: если изначально киевляне и жители других городов настаивали на возобновлении подготовки процедуры подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, то теперь первым пунктом повестки стала смена государственной власти и наказание виновных в избиении активистов Майдана. «Газета.Ru» воспроизводит бурные события пятилетней давности в исторической онлайн-трансляции.