В США назвали новые ракетный двигатель, который придет на смену российскому РД-180, при помощи которого уже долгое время в космос запускается ракета Atlas V.
27 сентября альянс United Launch Alliance объявил о том,
что для новой ракеты семейства Vulcan выбран двигатель BE-4, разрабатываемый компанией Blue Origin американского миллиардера Джефа Безоса,
который в 2018 году был признан богатейшим человеком планеты. Об этом сообщает CNN.
Объявления о выборе нового подрядчика давно ожидали специалисты космической отрасли в США и не только. В заявлении ULA говорится, что пара двигателй BE-4 будет использоваться в первой ступени ракеты Vulcan, первый полет которой намечен на середину 2020 года.
В консорциуме пока не уточняют условия подписанного контракта. «Мы рады начать новое партнерство с Blue Origin и надеемся на успешный первый полет нашей ракеты нового поколения», — заявил Тори Бруно, президент ULA.
С заявлением выступила и компания Blue Origin, от успехов которой в производстве нового двигателя будет зависеть надежность новых ракет. «Сегодня великий день для Blue Origin. Мы очень горды тем, что ULA выбрал BE-4 в качестве двигателя, который будет поднимать первую ступень ракеты Vulcan, — заявил гендиректор компании Боб Смит. — ULA является главным провайдером пусковых услуг для задач национальной безопасности, и мы рады стать частью их команды и этой миссии».
«Кажется это подготовка ко встрече Рогозина с главой NASA Брайденстайном», — сказал «Газете.Ru» Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, напомнив,
что перед грядущей встречей Рогозин начал говорить о возможности выхода из совместного проекта лунной станции.
Эксперты отмечают, что подписание контракта произошло спустя четыре года после того, как компании впервые объявили о сотрудничестве в разработке двигателя BE-4.
Долгое время конкурентом BE-4 рассматривался двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne, однако по ряду причин ставку сделали именно на BE-4. Компания Blue Origin ведет разработку ВЕ-4 начиная с 2011 года. Одной из главных особенностей ВЕ-4 является используемое топливо.
В отличие от традиционной пары кислород-водород, или кислород-керосин, ВЕ-4 работает на кислороде и метане.
Кроме того, он имеет лишь один турбонасосный агрегат, а не два, как у большинства двигателей. В 2017 году Бруно заявил, что в ULA ожидают завершения серии тестовых испытаний двигателя, чтобы принять решение. «Экономические факторы играют важную роль, и на первом месте сейчас технические риски», — заявил он тогда.
Первые огневые испытания компания провела в 2017 году, после чего постепенно ускоряла испытания. «Он работает хорошо, — заявил Смит в сентябре на конференции по спутникам в Париже. – Мы прошли через несколько сот секунд огневых испытаний, так что мы рады его прогрессу».
Однако в ULA пока хранят молчание по поводу того, когда там собираются начать приобретение двигателей, говоря про «скоро» или «очень скоро».
ULA – совместное предприятие государственных фирм Boeing и Lockheed Martin, альянс активно конкурирует с компанией SpaceX миллиардера Илона Маска за осуществление государственных пусков в интересах национальной безопасности.
Однако уже много лет и в ближайшие годы альянс вынужден рассчитывать на поставку российских двигателей РД-180 при осуществлении этих пусков.
Поэтому выбор нового частного подрядчика – вопрос не только технический, но и в условиях отношений между США и Россией но в большей степени политический.
И хотя решение о выборе подрядчика ожидалось давно, эксперты называют его важным. «Заявление, несмотря ни на что, важное, — считает американский эксперт космической отрасли Билл Остров. – Тот факт, что Blue Origin смогли обойти такую признанную компанию, как Aerojet ... это важная победа для стартапа»
Вопрос с поставками в США российских двигателей РД-180 стал острой темой на фоне обострения отношений между странами весной 2014 года, после присоединения Крыма. Двигатели эти производятся НПО «Энергомаш» в Химках и покупаются Соединенными Штатами еще с 1990-х годов.
«Мы не сможем продолжать поставлять двигатели РД-180, если они будут использоваться США не в гражданских целях,
а также не сможем продолжать регламентные работы по обслуживанию уже поставленных двигателей на территории США», — заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин в середине мая 2014 года.
Впрочем, слова Рогозина тогда остались лишь угрозой – в сентябре того же года при помощи российского двигателя США вывели на орбиту секретный спутник CLIO, заказанный одной из спецслужб.
Однако его высказывания вызвали за океаном полемику о необходимости снижения зависимости от России в этой чувствительной сфере. Главным противником закупок у России ракетных двигателей был американский сентор Джон Маккейн. И ответ на угрозы российского политика был дан. Осенью 2014 года корпорации United Launch Alliance и Blue Origin заявили, что намерены создать жидкостный двигатель BE-4, пара которых могла бы заменить один РД-180.