В 1918 году, во время Первой мировой войны, на Западном фронте образовались два «выступа», глубоко вклинившихся в оборону войск Антанты. Один из них находился неподалеку от французского города Амьен. Немецкая армия надеялась захватить инициативу, расчленить союзные армии, британцев скинуть в море, а затем приступить к уничтожению французской армии и продвижению к Парижу. Однако к июлю немецкие войска были истощены и французский военачальник генерал Фердинанд Фош решился на контрнаступление.
Согласно плану Фоша, британцы и французы должны были предпринять наступление на фронте Альбер — Мондидье в направлении на Руа с целью освободить от обстрела немцев Амьен и железнодорожную линию Париж — Кале.
Выполнение этой операции возлагалось на 4-ю британскую армию при поддержке 1-й французской армии. К утру 8 августа на фронте атаки от шоссе из Амьена в Руа до Морланкур, на протяжении 18 км, развернулись 11 пехотных и три кавалерийских британских дивизии с 2000 орудий и 420 танками. Южнее их до Мондидье располагались 15 пехотных и три кавалерийских французских дивизии с 1616 орудиями, 700 самолетами и 96 танками. Но 8 августа участие в наступлении должен был принять лишь левофланговый корпус (6 дивизий) 1-й французской армии на фронте Морейль — Домар, а остальные корпуса должны были присоединиться к наступавшим позднее.
Против британцев и французов на фронте Морланкур — Морейль располагались 7 дивизий второй германской армии Марвица с 840 орудиями, а южнее ее находилась 18-я германская армия Гутьера. Строгие меры скрытности и маскировки всех мер подготовки предстоявшего наступления союзников привели к тому, что когда управление германского корпуса донесло в высшие инстанции, что 6 августа и в ночь на 7 августа в тылу британцев был слышен шум моторов и замечено оживление, то все это было приписано очередной смене войск.
8 августа 1918 года в 4:20 союзная артиллерия открыла мощный огонь по позициям, командным и наблюдательным пунктам, узлам связи и тыловым объектам 2-й германской армии.
Треть артиллерии организовала огневой вал, под прикрытием которого дивизии 4-й британской армии и 415 танков двинулись в атаку. Атака стала полной неожиданностью для немцев. Туман и разрывы химических и дымовых снарядов ограничили видимость до 10-15 метров. На позиции германских войск обрушились английские танки. Они обстреливали из пулеметов немецкую пехоту, уничтожали телефонные и телеграфные столбы.
В 5:05, после артиллерийской подготовки, в сражение вступил 31-й корпус французской армии. Прорыв германской обороны развивался в строгом соответствии с ранее намеченным планом. Через час основная часть семи британских дивизий достигла первого рубежа обороны. Затем войска приостановились на два часа, чтобы подтянулась артиллерия. Затем наступление возобновилось, и к 13:30 наступавшие достигли третьего оборонительного рубежа. Однако дальнейшие попытки британских и французских войск продвинуться вглубь германской обороны были безуспешны. Германское командование спешно перебрасывало в район Амьена дивизии с других участков фронта.
Немцы отказались от всех наступательных действий и решили перейти к обороне захваченных территорий.
Германским войскам поступил приказ: «Ни пяди земли не оставлять без ожесточенной борьбы».
Верховное командование рассчитывало во избежание серьезных внутриполитических осложнений скрыть от германского народа истинное состояние армии и в перспективе добиться приемлемых условий мира.
Итоги первого дня боев были для германской армии плачевными. Немецкие войска потеряли 27 тыс. человек убитыми и пленными, около 400 орудий. Союзным войскам удалось захватить большое число других военных трофеев. Также союзникам удалось сбить 62 немецких самолета. Немецкие войска были деморализованы, начались массовые сдачи в плен. Британские и французские войска за первый день боев потеряли 8 800 человек. Внезапность атаки прервала связь между германскими дивизиями. Большое число немецких офицеров попало в плен.
9 августа союзные войска продолжили наступление. В бой вступили 1-я и 3-я французские армии. Германская артиллерия была перегруппирована для борьбы с танками, в результате чего англичане и французы начали нести большие потери бронемашин. Например, за первый день боев из 415 танков союзники потеряли около 100. 9 августа из 145 танков союзники потеряли 39. Это оказало значительное влияние на снижение темпов наступления. После окончания сражения из 420 танков союзников только 38 остались целы.
12 августа бои шли лишь на некоторых участках фронта, к исходу дня немецкие войска были вытеснены на линию Альбер, Брэ, Шон, западнее Руа. С 13 августа продвижение союзных войск прекратилось. В среднем союзные войска продвинулись на 11 км. Канадские дивизии на 13 км, австралийские дивизии на 11 км, англичане на 3 км, французские войска на 8 км. Задача была выполнена — немецкий фронт оказался прорван.
Победа под Амьеном окончательно закрепила стратегическую инициативу за Антантой. После Амьенской операции немецкий генеал Эрих Людендорф писал:
«8 августа 1918 года представляет самый черный день германской армии в истории мировой войны».
В этих условиях германскому руководству стало ясно, что надежда на победу рухнула и дальнейшее продолжение войны безнадежно. Нужно было принимать чрезвычайные меры. 13 августа 1918 года в ставке верховного командования в Спа состоялось совещание немецкого командования, канцлера Гертлинга и статс-секретаря ведомства иностранных дел Гинце.
Людендорф заявил о том, что германская армия уже не в состоянии сломить противника наступлением; добиться мира оборонительными действиями также невозможно, а поэтому для окончания войны следует перейти к мирным переговорам. В Спа также прибыли представители союзной Австро-Венгрии: император Карл I, министр иностранных дел и командующий австрийской армии Арц фон Штрауссенбург.
Однако переговоры с представителями Антанты не были начаты. Начальник немецкого генштаба Пауль фон Гинденбург еще надеялся, что немецкие войска не будут вытеснены с территории Франции и Бельгии, благодаря чему удастся заключить выгодное перемирие, но эти надежды не оправдались.