– Виктор Титович, расскажите, как прошла конференция? Кто принимал в ней участие?
– Круг людей, которые были на этой конференции, составляют, прежде всего, выпускники кафедры инженерной и экологической геологии. Причем эти выпускники приехали не только из России, но и из Беларуси, Киргизии. Кроме того, принимали участие действующие руководители крупных геолого-разведочных организаций, некоторых институтов Российской академии наук. В общей сложности на конференции было 260 человек.
– Какие доклады можно выделить как наиболее значимые, какие наиболее яркие идеи были высказаны?
– На этой конференции обсуждались выдвинутые на кафедре идеи, и то, как они развивались и внедрялись в практику. Поэтому каждый доклад поднимал важный вопрос. Мой доклад охватывал все вопросы развития инженерной и экологической геологии на кафедре, а в докладах моих коллег рассматривались отдельные направления этих двух наук. Какие идеи были выдвинуты, как это направление развивалось, и в каком состоянии находятся сейчас в России, в мире.
Кафедра инженерной и экологической геологии Московского университета – самая сильная в мире, таких кафедр нет больше нигде. В Советском Союзе, начиная с 60х годов, это была ведущая кафедра, и в новой России она также является ведущей. Направление «экологическая геология» родилось у нас, многие проблемные вопросы были выдвинуты на кафедре и затем решены. За время существования кафедра выпустила более 1400 специалистов, сейчас они – ведущие в стране. Среди выпускников порядка 250 кандидатов наук. У нас на кафедре «родилось» 32 доктора наук. Три наших профессора в общей сложности проработали проректорами Московского университета около 43 лет.
В Академии наук СССР было два член-корреспондента по специальности инженерная геология: Евгений Михайлович Сергеев, впоследствии ставший академиком, и Виктор Иванович Осипов. Сергеев был руководителем нашей кафедры. Вторым академиком инженер-геологом стал Федор Петрович Саваренский, окончивший отделение почвоведения географического факультета МГУ. Если говорить о государственных премиях, то Ленинской премии удостоена работа «Инженерная геология СССР» в восьми томах, главный редактор Сергеев. Второй человек с нашей кафедры, получивший Ленинскую премию – Иван Васильевич Попов. А сейчас перед вами – лауреат двух государственных премий СССР, одной государственной премии Российской Федерации и премии правительства Российской Федерации. Государственные премии получены по итогам инженерно-геологического изучения Западной Сибири. Начинали мы, когда только первую нефть открыли, или даже первый газ. Мы получили государственную премию СССР за создание пятого издания учебника грунтоведения (один из разделов инженерной геологии) и государственную премию РФ за пятитомное произведение «Геокриология СССР». Коллективы были мощные, геология была востребована. Сейчас мы живем в значительной степени за счет открытий геологов. Еще недавно 70% бюджета давала продажа минерального сырья. Большая часть месторождений открыта во времена советского союза, но в последнее время тоже открывали, в том числе и нефтяные, газовые. Ведется доразведка вокруг разрабатываемых месторождений, открыты и новые, но это – реализация перспектив, которые установили советские геологи.
– Расскажите, чем занимается ученый инженер-геолог?
– Он занимается наукой, которая называется инженерная геология. Инженерная геология изучает состав и свойства верхних слоев земной коры, а также различные геологические процессы в связи с хозяйственной деятельностью человека. На кафедре решаются важные вопросы грунтоведения, развития современных геологических процессов. Сотрудники кафедры являются научными консультантами при строительстве объектов государственной важности, в том числе Олимпийских объектов Сочи и опор моста через Керченский пролив.
Вопросы инженерной геологии занимают очень важное место при строительстве гидроэлектростанций, атомных станций, городов, крупных комплексов. С практической точки зрения это значит, что ни одно здание не может быть построено, реконструировано или снесено без проведения инженерных изысканий. Один из видов таких изысканий – инженерно-геологические. Если нет изысканий, то проектирование невозможно, а значит, невозможно и строительство. Вот круг вопросов, которыми занимается инженерная геология.
Экологическая геология – это совершенно новое направление. Если говорить коротко, то это направление геологии, которое оценивает влияние геологических факторов на живое. На чисто геологическом языке – это новое направление геологии, которое исследует экологические функции литосферы, закономерности их формирования и трансформации под влиянием природных причин и антропогенных причин, то есть под влиянием нашей с вами деятельности.
– То есть, инженерная и экологическая геология неразрывно связана с практикой?
– На это я вам отвечу, что любой вопрос в науке всегда связан с практикой. В каждой науке есть теоретический базис и практические приложения. Сначала создается теория вопроса или, наоборот, возникает практическая задача, которую нужно решать. И тогда разрабатывается сначала теория, а потом – методы реализации ее на практике. Все это относится, в том числе, к инженерной и экологической геологии.
– Какой процент выпускников идет в науку, в аспирантуру, а какой – уходит работать по специальности в различных компаниях?
– Ситуация сейчас такая… Хотя, и раньше, наверное, было примерно также: процентов 15-20 выпускников идет в аспирантуру, а остальные идут в область практической деятельности. Но нужно иметь в виду, что при таком соотношении выпускники лишь начинают свою рабочую деятельность. Через 10 лет в инженерной геологии остается, как правило, процентов 60 тех, кто ушел работать. Мамы рожали детей, геологи становились артистами, в том числе впоследствии народными, другие начинали писать стихи, третьи – прозу, четвертые становились руководителями. Уже через 15 лет в геологии оставалась половина. Сейчас трудно оценить, потому что жизнь уже другая, и геология как отрасль производства в новой России была уничтожена. Сейчас она начинает понемногу возрождаться, но специальности «инженерная геология» и «экологическая геология» востребованы. В силу того, что, как я сказал, строить без изысканий нельзя, наши выпускники находят свое приложение в профессии.
– Как бы вы могли резюмировать итоги конференции?
– Первое – мы подвели итоги того, что сделали за 80 лет существования кафедры, и что мы сделали за последние 10 лет. Второе, и, может быть, еще более важное – то, что на эту встречу собрались выпускники. Самые взрослые –выпуск 1956 года, это люди, которым сейчас уже за 80. И далее – люди более молодого возраста, включая выпускников этого года. Это своего рода праздник для всех, и молодых, и пожилых – и в этом тоже немалая заслуга такого совещания.