Что происходит, когда межконтинентальный пассажирский лайнер застревает в какой-либо точке мира по причине технической неисправности? Авиакомпания вынуждена «разруливать» ситуацию с пассажирами, и, если на месте починить самолет невозможно — высылать своих специалистов по ремонту вместе с необходимыми запчастями.
А что, если в глухом краю застревает самый большой в мире лайнер, которому требуется не мелкий ремонт, а замена целого двигателя, который нельзя доставить в багаже обычного рейсового самолета?
В таком случае операция по спасению самолета может растянуться на месяцы.
На этой неделе успешно завершилась такая операция по вызволению из канадского «плена» А380 – крупнейшего в мире пассажирского лайнера. Серьезный инцидент со знаменитым гигантом, принадлежащим французской Air France, произошел еще 30 сентября.
У самолета, летевшего по маршруту Париж – Лос-Анжелес над Гренландией буквально оторвало переднюю часть правого двигателя вместе с вентилятором. На борту самолета находились 496 пассажиров и 24 члена экипажа. В результате самолет был вынужден совершить экстренную посадку на трех двигателях на базе ВВС Канады «Гус-Бей», а пассажиры – провести там лишние 24 часа.
Позднее оторвавшиеся части двигателя были обнаружены на леднике в Гренландии, подняты вертолетом и доставлены для исследования в Париж.
Из-за этого инцидента Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) издало предписание ко всем авиакомпаниям, владеющим самолетами А380 с двигателями GP7200 производства объединения Engine Alliance, провести визуальный осмотр втулок вентиляторов всех аналогичных двигателей.
Другая проблема оказалась сложнее — французский самолет надолго застрял в удаленном канадском аэропорту,
его «спасение» длилось более двух месяцев и завершилось лишь на днях.
За несколько дней до этого из Европы в Канаду был отправлен новый двигатель GP7200. Для его доставки был использован самолет Ан-124 «Руслан», принадлежащий украинским «Авиалиниям Антонова». Обратным рейсом этот же самолет доставил в Британию остатки поврежденного двигателя, где их будут изучать в компании General Electric.
Новый двигатель изначально собирались установить на крыло А380 лишь для балансировки и не задействовать в полете из-за повреждений места крепления. В этом случае А380 предстояло впервые в истории подняться в воздух и перелететь океан на трех двигателях.
В итоге проблему все же удалось решить, и 6 декабря лайнер взлетел на четырех двигателях и через пять часов благополучно приземлился в Париже. Для перегона самолета были задействован обычный экипаж авиакомпании, а не испытатели концерна Airbus, как планировалось изначально. По словам представителей Air France,
самолет еще несколько недель будет проходить проверку и вернется в строй не ранее января 2018 года.
Похожая история заставила любителей раритетных самолетов на днях приехать в аэропорт Манчестера, куда пожаловал редкий гость – другой украинский широкофюзеляжник Ан-22 «Антей».
Ан-22 – крупнейший турбовинтовой самолет в мире, совершивший первый полет более полувека назад. «Лишь несколько летающих Ан-22 остаются в наши дни (остальные принадлежат ВВС Росии) и лишь один, принадлежащий украинскому ГП «Антонов», используется в коммерческих целях. Где бы в мире он не появился,
он вызывает огромный интерес благодаря своей редкости, размерам и производимому шуму»,
— написало авиационное издание Aviation Week.
В этот раз «Антею» предстояло доставить на Кубу новый двигатель Trent 772 для застрявшего там самолета A330 авиакомпании Thomas Cook, у которого отломилась лопатка компрессора. После этого самолет вернулся с поврежденным двигателем обратно в Манчестер и отправился в Лейпциг, ожидать нового чартерного рейса.
Про посадку самолета в Манчестере написал даже таблоид Daily Mail. «Он бывает здесь действительно крайне редко. Последний раз он приземлялся в Манчестере, кажется, в 2004 году», — рассказал «Газете.Ru» любитель авиации Рэй Вудман, снявший прилет украинской диковинки на видео.