В 60-ю годовщину запуска первого искусственного спутника Земли Центральное разведывательное управление США опубликовало на своем сайте рассекреченные документы, касающиеся ранних этапов советской космической программы и запуска аппарата «Спутник-1».
59 ранее не обнародованных документов на 440 страницах дают новое представление о деталях и характере советской ракетной программы,
они содержат всевозможные отчеты ЦРУ и докладные записки на имя президента США Дуайта Эйзенхауэра.
4 октября 1957 года в 22:28 по московскому времени человечество вступило в новую космическую эру. С полигона ракета-носитель устремилась в ночное небо, впервые развив первую космическую скорость и выведя первый искусственный спутник Земли на орбиту. Сигнал спутника приняли радиолюбители по всему миру.
Еще на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: «В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли».
Запуск советского спутника стал полной неожиданностью для американской публики и прессы, но не для политиков и разведки, следует из обнародованных документов.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр имел широкое представление о работе советских ученых по программе спутника еще за несколько лет до его запуска.
ЦРУ неоднократно предупреждало его о растущих возможностях Кремля по запуску баллистических ракет большой дальности, способных донести ядерное оружие до территории США. Из документов следует, что американская разведка, военные и администрация президента не только знали о подготовке СССР запуска первого спутника, но и о том, что он должен состояться в конце 1957 года. Так, ЦРУ были выпущены два документа, в которых оценивались сроки первого запуска «корабля-спутника Земли». Первый был выпущен в декабре 1955 года, в нем предполагалось, что Советы могут осуществить пуск в 1958 году. Во втором документе — в марте 1957 года —
говорилось о возможности запуска уже в конце того года.
Еще в январе 1955-го глава ЦРУ Аллен Даллес написал письмо министру обороны, в котором призывал к скорейшей разработке в США своих спутников и предупреждал о репутационных потерях для страны, если первыми спутник запустят в СССР.
«Вдобавок к неоспоримым научным аргументам в пользу разработки спутников Земли, не стоит сомневаться, что
нация, которая первой запустит такой спутник, откроет эру полетов в космос и тем получит огромный международный престиж и признание,
— писал глава ЦРУ. — Наше научное сообщество и вся нация получат неоценимое уважение и доверие, если наша страна будет первой, кто запустит спутник».
Аналитическая записка ЦРУ, написанная 9 ноября 1957 года, спустя 6 дней после запуска уже второго спутника, на борту которого летела собака Лайка, содержит рассуждения о возможных характеристиках советской ракеты Р-7.
«Полная тяга ракеты при запуске второго советского спутника должна была составлять 1000 тонн или больше, а вес при старте — 500 тыс. кг или 500 метрических тонн. Это утверждение базируется на отношении веса полезной нагрузки к весу ракеты как 1/1000. Если это так, вес нагрузки должен составлять примерно 500 кг..., — говорилось в записке. — Тип топлива определить сложно, но оно должно представлять собой смесь керосина и жидкого кислорода. СССР использовал это топливо в прошлых испытаниях и провел значительные исследования по улучшению металлов в камере сгорания для таких топливных смесей.
Керосин с жидким кислородом дают высокую температуру сгорания и высокую скорость газов. Давление в камере сгорания скорее всего выше, чем в американских ракетах».
Болтун — находка для шпиона
Немалый интерес представляют собой документы, относящиеся к техническому устройству советских спутников. Так, в одном из опубликованных документах упоминается некий работник мастерской Ереванского электромеханического завода, не умевший держать язык за зубами. Как утверждается, ремонтная мастерская работала в том числе по специальному «немассовому» производству. Примерно в июне 1960 года в гости к работнику зашел его друг, названный в документе «источником», и работник завода указал ему на некий генератор 50 см в длину и столько же в окружности, окрашенный в белую краску,
и сообщил, что такой генератор использовался на спутнике, а его производство обошлось в 4 млн рублей.
Сенсационным может показаться еще один документ ЦРУ, изданный 22 ноября 1957 года: из него следует, что не все детали первого советского спутника могли быть отечественными.
В нем говорится, что в апреле 1957 года небольшая партия ртутных электрических батарей была поставлена британской компанией в Советский союз. При этом по утверждению работников самого предприятия, есть уверенность, что батареи должны использоваться, как источник питания. «По мнению руководства компании, ее исследователей, зарубежных и американских коллег, что эти батареи использовались как источник питания для передатчиков в «Спутнике-1 и 2», — говорится в документе.