Оплакала детеныша и съела

Обезьяна две недели носила труп детеныша, а потом съела

sciencealert.com
Самка тонкского макака две недели носила с собой мумифицированный труп своего детеныша, а потом съела его. Это первый замеченный исследователями случай каннибализма у этого вида. Такое поведение можно рассматривать как нормальную, хотя и редкую особенность поведения макак, считают приматологи.

Необычное поведение обезьяны исследователи описали в журнале Primates. Известно, что самки приматов порой какое-то время носят умерших детенышей с собой. Причина этого неизвестна — возможно, они не в силах расстаться с малышом, а, может, просто не понимают, что он мертв.

Однако случай, когда самка тонкского макака поедает своего мумифицированного детеныша, был зафиксирован впервые.

Обезьяна Эвалин родила детеныша в заповеднике Абатино в Италии. Когда малышу было всего четыре дня, он умер. Следующие два дня самка казалась безутешной, она то и дело смотрела на свое отражение в пластиковой двери ограждения и кричала на него.

Затем она переключила внимание на труп детеныша. Эвалин носила его с собой и ухаживала за ним, уделяя особое внимание голове и мордочке.

«После постепенного иссушения на протяжении первой недели труп полностью мумифицировался на восьмой день, — пишут исследователи. — В течение второй недели Эвалин продолжала носить труп с собой и ухаживать за ним, хотя к тому моменту с черепа слезли кожа и плоть. Она переносила труп в одной руке или во рту и спешила его подобрать, если он падал».

Другие макаки не обращали на Эвалин особого внимания и не пытались что-то сделать с трупом.

На 19-й день исследователи впервые увидели, как она поедает небольшие кусочки трупа.

На 22-й день останки детеныша распались на части, но Эвалин все время носила с собой часть трупа во рту или руке. К 25-му дню она обглодала его до костей.

Ранее ученые уже наблюдали, как поедают своих умерших детенышей бабуины, орангутаны, бонобо, японские макаки и макаки-резусы. За тонкскими макаками такое поведение было замечено впервые.

«Нет причин считать, что проявление каннибализма у самки тонкского макака было связано с нехваткой питательных веществ или социальными факторами. Такое поведение можно рассматривать как нормальную, хотя и редкую особенность поведения макак, — считают исследователи. — Возможно, к тому моменту, как самка начала есть труп, она не понимала, что это мумифицированные останки ее детеныша».

Ранее в этом году ученые наблюдали еще за одной необычной картиной из жизни приматов.

В замбийском заповеднике шимпанзе самка принялась чистить зубы умершему пасынку.

Девятилетний самец умер от бактериальной инфекции легких. Самка, усыновившая его четыре года назад после смерти его матери, устроилась у головы мертвого шимпанзе, разжала ему зубы, ощупала их и принялась чистить жесткой травинкой, периодически ее облизывая. За происходящим наблюдала ее родная дочь-подросток.

По мнению исследователей, изучение такого поведения может что-то рассказать о наших собственных посмертных ритуалах. Однако сделать выводы о мыслительных процессах, лежащих в основе такого поведения, не представляется возможным. Неизвестно, понимают ли шимпанзе что такое смерть. Может быть, такое поведение было проявлением траура, может быть, шимпанзе вообще не поняли, что произошло — просто один из них перестал двигаться.

Не всегда на взаимодействии с трупом лежит отпечаток заботы. Так,

в сенегальском заповеднике шимпанзе убили члена стаи, в прошлом возглавлявшего ее, и обглодали труп. Это был девятый известный случай нападения шимпанзе на соплеменника.

Убитый шимпанзе был вожаком, пока не был изгнан за дружбу с другим самцом, потерявшим высокий статус. Спустя пять лет он смог вернуться в стаю, но не все оказались готовы его принять. Шимпанзе попытался восстановить свое положение и, очевидно, за это и поплатился — недовольные члены стаи насмерть забили его камнями и палками.

Избиение продолжилось и после смерти. Нападавшие глумились над трупом, кидая в него камни и тыкая палками, ломая его конечности, а под конец принялись вгрызаться в его плоть. Тем временем старый друг пытался разбудить погибшего.

«Маловероятно, что шимпанзе что-то знают о пульсе и дыхании и могут убедиться, что противник мертв, так что мы видим, как они продолжают лупить мертвецов. Но каннибализм — это необычно», — отметили исследователи.