Шестеро добровольцев, которые с января этого года участвовали в восьмимесячном эксперименте по имитации пребывания на Марсе, вышли из изоляции. Эксперимент, который шел при поддержке NASA, проводился на склоне одного из потухших гавайских вулканов. Главной наградой для участников проекта,
несколько месяцев питавшихся исключительно замороженными и консервированными продуктами, стали свежие фрукты – ананасы, манго и папайя.
Команда из четырех мужчин и двух женщин была собрана для необычного эксперимента, целью которого было понять – какое психологическое воздействие на астронавтов оказывают долговременные космические миссии. «Это замечательно – знать, что сведения, полученные во время нашей миссии, будут способствовать будущему исследованию Марса и космоса в целом», — заявил Сэмюель Пейлор, научный руководитель миссии HI-SEAS V.
Полученные в ходе эксперимента данные помогут NASA научиться отбирать добровольцев,
готовых в будущем отправить в двух-трехлетнее путешествие к Марсу, которое по прогнозам NASA может состояться в 2030-х годах.
В ходе последнего эксперимента его участники были изолированы от цивилизации и восемь месяцев жили на равнине у подножия Мауна-Лоа — действующего щитового вулкана высотой 4169 метров на острове Гавайи, одного из крупнейших в мире.
Во время своей изоляции добровольцы носили скафандры и совершали вылазки из своего куполообразного укрытия, в котором жили все эти месяцы. Благодаря биологу Джошуа Ерлиху, который был в составе команды, команде иногда удавалось разнообразить свой рацион – он с успехом выращивал на «станции» свежие овощи.
«Морковь, перец, китайская капуста. Пекинская капуста, горчица, редиска, томаты, картофель, петрушка и душица – их восхитительный свежий вкус был прекрасен»,
— рассказал журналистам Ерлих. Для имитации пребывания на Марсе все переговоры команды с цивилизацией осуществлялись с 20-минутной задержкой. В задачи команды входило заниматься геологической разведкой, картированием местности и поддержанием их укрытия в рабочем состоянии.
По мнению члены экспедиции Лауры Ларк, специалиста по информационным технологиям, пилотируемая миссия к Марсу – достойная цель для NASA. Окончившийся проект стал уже пятым экспериментом по имитации полета к этой планете. На его проведение в NASA выделили $2,5 млн. «В марсианской экспедиции многое играет человеческий фактор, который предстоит изучить, это и есть то, ради чего был устроен проект HI-SEAS, — заявила Ларк в своем видео-послании во время экспедиции. – Но я считаю, что преодоление таких трудностей – лишь вопрос усилий. Мы абсолютно к ним готовы».
Во время эксперимента все обитатели станции принимали участие в специальных психологических играх, целью которых было выявление их совместимости и стрессоустойчивости. О результатах игр и тестов они должны были сообщать руководству проекта.
Для объективной оценки настроения и психологического состояния участников, на них были размещены специальные сенсоры,
которые анализировали тембр голоса и расстояние до других членов экспедиции, когда все они находились в укрытии площадью всего 11 квадратных метров.
Благодаря этим датчикам в руководстве миссии могли знать, если кто-то из участников избегает контакта с другими, спорит друг с другом лицом к лицу, пояснила Ким Бинстед, профессор Гавайского университета, который организовал эксперимент.
«Мы выяснили, во-первых, что конфликты возникают даже в лучших из команд, — пояснила Бинстед. – Поэтому действительно важно иметь команду, которая и на уровне отдельных участников, и на уровне группы действительно гибкая, которая способна взглянуть на конфликт и избежать его».
Внутри «марсианского» убежища были расположены отдельные помещения для сна, кухня, лаборатория и ванная комната. На всю группу был один душ и два туалета.
В ходе эксперимента участники также испытывали различные способы борьбы со стрессами. Так, в трудные моменты жизни они использовали устройства виртуальной реальности,
позволявшие им переноситься на тропическое побережье или другие любимые ландшафты.
Другие страны также проводили аналогичные эксперименты по имитации пребывания людей на Марсе, самым длительным был российский – «Марс-500», закончившийся в ноябре 2011 года. Однако преимущества гавайского эксперимента, утверждают его руководители, в том, что в нем отлично имитируется работа на марсианской каменистой поверхности.