Вместе весело стоять по заторам

Ученые: карпулинг может сократить пробки в два раза

Shutterstock
Деля свой автомобиль с другими водителями, автомобилисты могут сократить пробки в два раза. Эксперимент в Джакарте, заставивший водителей ездить втроем, наглядно показал преимущества автомобильного гостеприимства.

В 1992 году в индонезийском городе Джакарта в рамках борьбы с пробками был введен закон, который требовал, чтобы в машинах, въезжающих на Джалан Судирман — двенадцатиполосную городскую дорогу, ведущую к фондовой бирже, министерствам, офисным зданиям и торговым центрам, — с 7.00 до 10.00 и с 16.30 до 19.00 находилось не менее трех человек. Нарушителей ждал штраф в 500 рупий (465 руб.).

Многие индонезийцы отнеслись к нововведению скептически — водители могли обойти закон, наняв за доллар «профессионального пассажира».

И действительно, бедные семьи быстро сориентировались и стали сдавать своих детей в аренду ради заработка.

Но в 2016 году власти решили отказаться от таких ограничений, что привело к резкому росту пробок.

Это оказалось идеальным сценарием естественного эксперимента — так называется эксперимент, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Экономисты из Гарварда и Массачусетского технологического института продемонстрировали последствия отмены закона математически. Они использовали данные, собранные сервисом Google Maps, и рассчитали, что на каждый километр водители теперь тратили на 0,98 минуты больше по утрам и на 2,5 минуты по вечерам. В наиболее загруженные часы на один километр уходило 4,4 минуты (для сравнения, в довольно загруженном Лос-Анджелесе этот показатель равен 0,7 минуты).

Это вылилось в рост утренних пробок на 46% и вечерних — на 87%.

Как отмечают авторы исследования, машины двигались немногим быстрее пешеходов. Результаты работы были опубликованы в журнале Science.

Авторы исследования стали собирать показатели спустя два дня после отмены закона. В исследовании они учли данные о ситуации не только на Джалан Судирман, но и других крупных дорогах, на которых политика ограничения количества человек в автомобиле не применялась. Данные собирались каждые десять минут на протяжении месяца.

Дорожное движение ухудшилось не только на Джалан Судирман, но и на других дорогах. По мнению авторов работы, это говорит о том, что

водители, ранее не использовавшие Джалан Судирман, так и продолжали ездить по другим дорогам — изменения в законе не побудили их сменить маршрут.

При этом, очевидно, как только пропала необходимость следовать закону, автомобилей на улицах стало больше.

Дополнительно исследователи проанализировали изменения движения на дороге Джалан Гатот Суброто, также попадавшую под действие закона, и восьми дорогах, движение по которым не ограничивалось.

И снова движение стало хуже не только на дороге, где действовало «правило трех человек», но и на остальных тоже.

Там скорость движения упала на 21% в течение дня, на 29% — в часы пик и на 34% после них.

Сам факт таких изменений не слишком удивил авторов работы, но таких масштабов они не ожидали —

ситуация на дороге оказалась хуже, чем в 2003 году в Лос-Анджелесе после забастовки работников общественного транспорта или в Лондоне, где за проезд через центр города с 7.00 до 18.00 нужно заплатить.

Впрочем, власти и без исследований увидели, к каким последствиям привели изменения в законе. Спустя всего несколько месяцев он был введен снова, а опыт Джакарты стал уроком другим странам.

О пользе совместных поездок водителей сообщают и специалисты Университета Ватерлоо. По их расчетам, таким образом можно снизить использование автомобилей на 60%. Не менее важным исследователи считают и социальный аспект — по их мнению, совместные поездки способствуют общению пассажиров.

«Такой подход поможет уменьшить загрязнение окружающей среды и сделать поездки на работу более приятными», — считают они. С исследованием можно ознакомиться в журнале Transportation Research Part C.