165 млн лет назад, в середине юрского периода, Мадагаскар был совершенно другим. Остров еще не до конца отделился от Индии и Африки, приматам только предстояло эволюционировать. Мадагаскар кишел динозаврами и другими рептилиями, перемещавшимися по суше и парившими над лесами. Всех их объединяло одно — необходимость остерегаться самого опасного местного хищника, Razanandrongobe sakalavae, наземного родственника крокодила и обладателя куда более чудовищной морды.
Вид был описан еще более десяти лет назад, но из-за недостатка ископаемых ученые не могли с уверенностью сказать, как выглядело животное, было ли оно крупным плотоядным динозавром или каким-то другим видом рептилии.
Теперь это стало известно благодаря находкам команды специалистов из Италии и Франции — челюстям и зубам, обнаруженным в той же области на северо-западе Мадагаскара, что и первые ископаемые.
Результаты исследования были опубликованы в журнале PeerJ.
Razanandrongobe sakalavae означает «гигантский предок ящерицы из региона Сакаллава». Пожирательница миров Разана, как ласково прозвали ее палеонтологи, обладала настолько плотоядной улыбкой, что рядом с ней даже тираннозавр почувствовал бы себя неуютно. Изначально предполагалось, что найденные останки принадлежат хищному динозавру, но дальнейший анализ показал, что Разана на самом деле дальняя родственница современных крокодилов.
Как установили ученые, Разана относилась к нотозухиям — подотряду крокодиломорфов, населявших Гондвану на протяжении мелового периода мезозойской эры. От современных крокодилов их отличали длинные конечности, короткие челюсти и подвижный панцирь. Нотозухии были жестокими хищниками, однако ни один из них не сравнился бы с Разаной.
Как считают палеонтологи, вид R.sakalavae, вероятно, был крупнее всех остальных нотозухий. Хотя по существующим останкам пока нет возможности точно установить размеры рептилии, найденные фрагменты черепа весьма красноречиво говорят о размерах и кулинарных предпочтениях Разаны:
у рептилии была голова не меньше стиральной машинки, которую эволюция оснастила батареей зубов размером с банан.
«Разана, возможно, могла прожевать кости и сухожилия своей жертвы вместе с плотью», — отмечают авторы. Эта особенность вкупе с характерной для нотозухий легкостью передвижения делала Разану самым опасным хищником в экосистеме.
«Разана в пищевой цепочке могла стоять даже выше тераподов», — говорит ведущий автор работы палеонтолог Криштиану дель Сассо.
Идея о том, что представитель другого отряда охотился на динозавров, на первый взгляд не вписывается в традиционные представления о господстве динозавров на протяжении 135 млн лет. Однако, по всей видимости, взаимоотношения между группами животных были несколько сложнее. Хотя динозавры и были широко распространены в юрском и меловом периоде, у остальных животных было достаточно места для маневра. R.sakalavae стал наиболее ярким примером превосходства другого отряда над динозаврами, но известны и другие случаи. Так, например, себекозухии, близкие родственники нотозухий, весьма вольготно чувствовали себя на территории Бразилии в позднем меловом периоде, прочесывая местность и подкрепляясь мелкими динозаврами.
Эти рептилии настолько хорошо устроились, что некоторые из видов еще существовали в Южной Америке миллионы лет спустя после вымирания динозавров.
Да и гигантские африканские саркозухи могли легким движением челюстей перекусить небольшого динозавра пополам. А вот с добычей крупнее себя у саркозуха были проблемы — в отличие от современных крокодилов, он не был способен к смертельному вращению, что затрудняло расчленение.
Одолеть динозавра было под силу даже некоторым млекопитающим — в останках похожих на гигантских опоссумов репеномамов ученые находили непереваренные останки динозавров. Дьявольская лягушка, почти полуметровая Beelzebufo ampinga, тоже была не против полакомиться «динозаврятиной». Так что Разана весьма органично вписалась в новое, более совершенное понимание взаимоотношений разных групп животных в доисторическую эпоху.