11 июня 1937 года девять военных во главе с маршалом Тухачевским были признаны виновными в организации военного заговора с целью захвата власти. Смертный приговор был приведен в исполнение немедленно. Произошедшее повлекло за собой массовые чистки среди командного и начальствующего состава Военно-морского флота СССР и Рабоче-крестьянской Красной армии.
Тухачевский был сыном обедневшего дворянина и крестьянки. Вся его жизнь была посвящена военному делу — в 1912 году он окончил кадетский корпус, поступил в военное училище, после него отправился на службу в лейб-гвардии. Активно участвовал в военных действиях в годы Первой мировой войны, за полгода получил пять орденов различной степени за проявленный героизм. Провел два года в немецком плену, с пятой попытки смог сбежать и вернуться из Германии в Россию. В Красную армию добровольно вступил в 1918 году, руководил множеством операций во время Гражданской войны, в 1920-е годы руководил подавлением антисоветских мятежей.
Провальным для Тухачевского стало участие в Советско-польской войне — стратегические ошибки привели к поражению Западного фронта в Варшавской операции. По мнению историков, эта неудача стала одним из факторов, определивших его судьбу в 1937 году.
Позже, оказавшись на руководящей должности, Тухачевский стремился реформировать РККА, бросив все силы на подготовку к будущим войнам.
«Ни Красная армия, ни страна к войне не готовы», — утверждал он в докладе «Оборона Союза Советских Социалистических Республик».
в отдельном репортаже
Тухачевский предлагал увеличить число дивизий, производить больше военной техники — он считал, что массовое использование танков позволит создавать совершенно внезапные для противника условия развития военных операций.
К середине 1930-х годов командный состав постепенно раскололся на два лагеря. Часть маршалов, в том числе Ворошилов, относились к Тухачевскому и его идеям весьма негативно, другие же были недовольны работой самого Ворошилова на посту наркома обороны. Дошло до того, что часть военного командования требовала у Сталина отдать эту должность Тухачевскому.
К этому времени на Тухачевского уже поступило несколько доносов, в которых говорилось об оппозиционных настроениях его и его сторонников. Первые аресты начались в 1936 году, в тюрьме оказались комкоры Витовт Путна и Виталий Примаков. Сам Тухачевский был арестован 22 мая 1937 года.
Список обвинений в адрес арестованных включал подготовку террористических актов и плана вооруженного захвата Кремля, разработку плана поражения Красной армии и передачу представителям Генштаба Германии засекреченных военных сведений.
По версии следствия, все арестанты были членами антисоветской троцкистской военной организации.
На записи признательных показаний почерк Тухачевского то ровный и четкий, то вдруг начинает сбиваться. На бумаге темные пятна — только спустя много лет экспертиза установила, что это кровь. Однако прямых доказательств того, что на допросах Тухачевского пытали и силой заставляли подписать показания, нет. Судебное разбирательство было недолгим: следствие заняло меньше месяца, заседание прошло почти сразу после утверждения обвинительного заключения.
Из показаний Тухачевского получалось, что по сговору с Троцким он должен был способствовать ослаблению армии — тогда Германия нападет на СССР и приведет Троцкого к власти. Также требовалось спровоцировать восстание и свергнуть Сталина, что сам Тухачевский в показаниях считал невозможным — слишком преданы были военные своему вождю.
Приговора не дождался лишь комиссар Ян Гамарник, он застрелился накануне ареста.
«Бывший член ЦК ВКП(б) Я.Б. Гамарник, запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения, 31 мая покончил жизнь самоубийством»,
— писали тогда газеты. После смерти его сразу же объявили врагом народа.
Дело Тухачевского дало старт масштабному разоблачению заговоров с последующими репрессиями и смертными казнями. По оценкам историков, пострадали 35–40 тыс. человек. Кто-то был расстрелян, кто-то — сослан в лагерь, кому-то «посчастливилось» просто лишиться должности.
«Какой урок! За последние три года Сталин объявил всех соратников Ленина агентами Гитлера, — ерничал в 1939 году Троцкий. — Он истребил цвет командного состава, расстрелял, сместил, сослал около 30 000 офицеров, — все по тому же обвинению: все это — агенты Гитлера или союзников Гитлера.
Разрушив партию и обезглавив армию, Сталин открыто ставит ныне свою кандидатуру на роль... главного агента Гитлера».
Спустя 20 лет обвинения были признаны сфальсифицированными. Оказалось, что состава преступления нет, а показания были получены с использованием пыток и побоев. Репрессии были признаны прямым следствием культа личности Сталина, а причиной возбуждения дела были признаны конфликты между Тухачевским и Сталиным.
До 1964 года созданная ЦК КПСС специальная комиссия расследовала обстоятельства дела. Она пришла к заключению, что обвиняемые были арестованы «в нарушение Конституции СССР, вопреки требованиям уголовных и уголовно-процессуальных законов, без санкции прокурора или постановления суда, по прямому произволу Сталина и Ежова». Комиссия признала, что в деле нет объективных доказательств, подтверждающих совершение кем-либо из обвиняемых государственных преступлений. Обвинения в этих преступлениях, как гласит итоговое заключение, являются ложными и базируются лишь на противоречивых «признательных» показаниях арестованных, навязанных им работниками НКВД преступными методами проведения следствия по делу.