17 ноября 2015 года американский актер Чарли Шин сообщил на телешоу, что у него был обнаружен ВИЧ. Группа ученых во главе с профессором Джоном Айерсом из Высшей школы общественного здравоохранения Университета штата Сан-Диего задалась вопросом: как подобные публичные заявления со стороны знаменитостей могут повлиять на отношение к собственному здоровью у граждан? Они провели исследование, в котором выяснили, что после высказывания Шина миллионы людей искали в интернете информацию о ВИЧ, хотя ни деятели в области общественного здравоохранения, ни сам Шин к этому не призывали.
Теперь же Айерс и коллеги выяснили, что заявление Шина привело не только к повышению интереса людей к теме ВИЧ, но и рекордному росту продаж домашних экспресс-тестов для определения вируса.
Результаты были опубликованы в журнале Prevention Science.
Исследователи собрали данные о еженедельных продажах OraQuick, единственного экспресс-теста на ВИЧ, который продается в Великобритании, и изучили, как часто рост поисковых запросов, содержащих слова «тест», «тесты», «тестирование» и «ВИЧ», совпадает с более частым тестированием.
«Наша стратегия позволила нам оценить «эффект Чарли Шина» и сопоставить полученные данные с результатами нашего прошлого исследования», — пояснил Эрик Лис, один из членов команды.
На той же неделе, на которой Шин сделал заявление о ВИЧ-положительном статусе, количество проданных тестов выросло вдвое и сохранялось на таком уровне в течение еще трех недель.
«Сложно оценить оказанный эффект в абсолютных значениях, — говорит Бенджамин Альтхаус, научный сотрудник Института моделирования заболеваний. — Но когда мы сравнили результаты заявления Шина с результатами кампаний, призванных повысить осведомленность населения о ВИЧ, то были порядком удивлены».
Продажи OraQuick за рассмотренный в исследовании период были почти в восемь раз выше, чем во Всемирный день борьбы со СПИДом — одно из самых известных и продолжительных мероприятий по профилактике ВИЧ.
«Представители общественного здравоохранения часто осторожничают, дожидаясь, пока у них на руках будут данные, полученные более традиционными путями. Но вместо этого они могли бы работать с информацией о поисковых запросах в интернете, — делится Айерс. — Наши результаты подчеркивают ценность массивов медийных данных для быстрого получения нужной информации, что может сделать общественное здравоохранение более действенным и отзывчивым к нуждам людей, которым оно служит».
Соавтор исследования Марк Дредзе из Университета Джонса Хопкинса также добавляет, что
«общественное здравоохранение должно быть готово к следующему событию, подобному заявлению Шина, и использовать больше медиаданных для принятия решений».
«Наши выводы основаны на более ранних исследованиях, которые предполагают, что эмпатия может быть хорошим инструментом для мотивации тогда, когда она связана с отдельным человеком, а не группой, — отмечает еще один член команды, Джон Патрик Аллем. — Один человек, такой как Шин, рассказывающий о своем ВИЧ-статусе, будет более привлекательным и мотивирующим для людей, чем безымянная масса людей или лекция представителей общественного здравоохранения».
Это не первый случай, когда рассказы знаменитостей о своем здоровье оказывают влияние на общественность.
Так, операция Анджелины Джоли по удалению молочных желез в 2013 году привела к росту спроса на генетическую диагностику рака груди среди американских женщин.
Борьба певицы Кайли Миноуг с раком груди в 2005 году также привлекла внимание фанатов. Певице удалось справиться с болезнью — в прошлом году она отметила десятилетие жизни без рака. Британская предпринимательница и участница реалити-шоу Джейд Гуди в течение семи лет пыталась справиться с раком шейки матки, но безуспешно — в 2009 году она умерла. При этом в 2005–2010 годах женщины Великобритании более чем в два раза чаще проходили гинекологический осмотр. А рак кишечника президента США Рональда Рейгана увеличил число проводимых колоноскопий к 1987 году на 38%.