На днях минобороны США предоставило результаты расследования прошлогодней аварии на острове Гуам, в результате которой был уничтожен стратегический бомбардировщик B-52. Инцидент, о котором писала «Газета.Ru», произошел 19 мая — тогда сообщалось, что экипаж прервал разбег при взлете после того, как на борту самолета возник пожар. Машина выкатилась за пределы взлетной полосы и полностью сгорела, члены экипажа не пострадали.
Разбившийся бомбардировщик принадлежал 69-й экспедиционной бомбардировочной эскадрилье, расположенной на авиабазе постоянной дислокации Майнот в штате Северная Дакота. Самолет должен был выполнить плановый тренировочный полет.
Как установило расследование, при разбеге самолета за пять секунд до достижения скорости принятия решения (около 205 км/ч)
командир воздушного судна, второй пилот и штурман увидели стаю птиц перед самолетом на уровне крыльев.
Второй пилот при этом услышал глухой звук в правой части машины — как будто что-то ударило по ней. Почти сразу командир увидел индикатор «quickly spooling back», относящийся к 5, 6 и 7-му правым двигателям (всего их у бомбардировщика восемь), что означало потерю ими мощности, необходимой для взлета. Кроме того, индикатор показал повышенное давление масла в восьмом двигателе, и командир заметил отклонение самолета вправо от осевой линии.
На скорости 260 км/ч командир принял решение прекратить взлет, для чего убрал тягу двигателей, задействовал интерцепторы и применил торможение шасси. На скорости 250 км/ч был выпущен тормозной парашют, который, однако, не смог наполниться нужным образом и оборвался. Когда до торца полосы осталось 800 м, командир корабля выключил крайние двигатели и приказал готовиться покинуть машину.
В итоге самолет выехал на 300 м за край полосы, где и остановился, уже объятый огнем.
Члены команды благополучно покинули самолет через аварийный люк, пострадал только один из семи членов экипажа. Самолет был полностью уничтожен, сумма ущерба составила $112 млн.
Вскоре после инцидента экспертам удалось найти тушку голубя, лежавшую на взлетной полосе, — снимок также приводится в отчете комиссии. Причем никаких других останков птиц не было обнаружено ни на полосе, ни в обломках двигателей.
По мнению экспертов, пожар самолета мог возникнуть именно в шасси.
Гидравлические тормоза оказались перегреты, так как у самолета были высокая скорость, масса и к тому же не сработал тормозной парашют. Командование пришло к выводу, что причиной аварии стало стечение целого ряда обстоятельств. «Комиссия по расследованию пришла к выводу, что к аварии привело обнаружение пилотом активности птиц, восприятие указаний приборов как потерю симметричной тяги двигателей, необходимой для безопасного взлета, и последующее прерывание взлета, — говорится в выводах командования. — Отказ парашюта при раскрытии, а также превышение пределов энергии торможения также внесли свой вклад в происшествие».
Минобороны США систематически публикует результаты расследования авиационных аварий и катастроф американских военных самолетов. Так, год назад были обнародованы причины катастрофы в Афганистане военно-транспортного самолета C-130J Hercules, которая произошла из-за невнимательности летчика, забывшего убрать со штурвала футляр для очков ночного видения. Футляр помешал управлять самолетом, погибли 11 находившихся на борту людей и три члена наземных служб.
Отметим, что Минобороны России не публикует отчеты об авиакатастрофах. Так, министерство не ответило на запрос «Газеты.Ru» о причинах катастроф двух стратегических бомбардировщиков Ту-95.