История памятника
Первый московский памятник генералу Скобелеву, «белому генералу», участвовавшему в Русско-турецкой войне и Среднеазиатских завоеваниях Российской империи и освободившему Болгарию от турецких войск, был воздвигнут 24 июня 1912 года.
До Москвы памятники Скобелеву появлялись на территории военного лагеря в Трокском уезде Виленской области (ныне город Тракай в Литве), в Минске, Варшаве, в селе Уланове Черниговской губернии. Об установке памятника в Москве заговорили в 1907 году, однако в распоряжении города не было достаточной суммы денег.
Сбором денег занялись в 1908 году газета «Русский инвалид» и Скобелевский комитет. Несмотря на то что поступления сначала шли вяло из-за одновременно проводившихся сборов на устройство в Москве музея 1812 года и в помощь жертвам последней войны,
через два года фонд создания памятника насчитывал свыше 60 тыс. руб., которых уже вполне хватало на установку.
Место установки стало предметом жарких споров. Предлагались Лубянский сквер, Театральная и Лубянская площади. В конечном итоге была выбрана Тверская площадь.
Конкурс на лучший проект памятника длился до 25 мая 1910 года. Жюри состояло из девяти военных и шести архитекторов. Из 27 предложенных проектов они остановились на работе скульптора-любителя подполковника Петра Самсонова «За царя и Родину». Однако когда все модели были выставлены на всеобщее обозрение, москвичи единогласно отвергли выбранный проект. В дело пришлось вмешаться императору Николаю II. 10 августа проект был утвержден, а автору предложено изготовить памятник. Для этого в Санкт-Петербурге на литейном заводе была построена отдельная мастерская, и к ноябрю Самсонов приступил к работе.
А в Москве тем временем готовились к закладке. 5 июня митрополит Московский Владимир возглавил крестный ход к Тверской площади и положил в основание постамента первый камень. Сооружение пьедестала и гранитные работы велись до февраля 1912 года, к этому сроку сама скульптура тоже была готова.
Торжественное открытие памятника состоялось 24 июня 1912 года. Еще ранним утром Тверская площадь была украшена цветами, гирляндами, национальными флагами. Постепенно ее заполняли москвичи. Со всех уголков страны на открытие собрались сподвижники Скобелева, приехала его сестра княгиня Белосельская-Белозерская и племянники Шереметевы.
После крестного хода и молебна все опустились на колени и, наконец, с памятника было сдернуто покрывало.
Перед собравшимися предстал вздыбивший коня Скобелев на пьедестале из светло-серого гранита. Слева от него находилась композиция, изображавшая сцену защиты знамени во время Среднеазиатской кампании, справа — группа солдат, бегущих в атаку, эпизод войны 1877–1878 годов. Бронзовые барельефы в нише пьедестала рассказывали историю былых сражений — атаки Зеленых гор, штурма Геок-Тепе, сражения под Хивой, взятия редута под Плевной и прочих.
Художники и другие деятели искусства раскритиковали памятник в пух и прах. Скульптурные фигуры называли «жидкими», а сам памятник в целом — «безвкусным», «дилетантским», «преотвратительным» и «вдребезги скверным». При этом в народе к памятнику было совершенно противоположное отношение — он, безусловно, приглянулся далеким от художественных изысков людям и неизменно привлекал к себе внимание толп москвичей и приезжих.
Простоять памятнику было суждено недолго. После выхода декрета о сносе памятников скульптуру уничтожили рабочие завода «Серп и молот» (тогда завод Гужона), постамент стал использоваться как трибуна, а площадь была переименована в Советскую.
Вскоре на месте памятника появился трехгранный столб с текстом первой Конституции СССР, а в 1940-х годах его взорвали и поставили на этом месте памятник Юрию Долгорукому.
Кто такой Скобелев
Генерал Скобелев был потомственным военным, в его семье все мужчины служили Отечеству. Военную карьеру он начал в Кавалергардском полку, куда был взят юнкером и вскоре произведен в корнеты. Боевое крещение состоялось в 1864 году во время польского мятежа, тогда же Скобелев получил и свой первый орден — св. Анны 4-й степени.
После покорения Хивинского ханства в ходе Хивинского похода в 1873 году Скобелев стал носить исключительно белый мундир и ездить на белых скакунах, за что и получил прозвище «белый полководец».
Он участвовал в переправке русских войск через Дунай во время русско-турецкой войны, участвовал в осаде Плевны, боях на Шипкинском перевале. Благодаря ему Ферганская долина и окаймляющие ее хребты были признаны российской землей, а Болгария отбита у турок.
Генерал был любим народом и пользовался непререкаемым авторитетом в армии. Его называли «полководцем, Суворову подобным». Уже на второй день после его смерти в 1882 году начались мероприятия по увековечиванию памяти Скобелева — приказом по морскому ведомству корвет «Витязь» был переименован в «Скобелев».
Возвращение в Alma Mater
Память Скобелева пытались увековечить еще в 90-е — правда, в волну «лужковских переименований» (когда многочисленным переименованным улицам и переулкам возвращались исторические названия) бывшая Советская площадь напротив нынешней мэрии недолго побыла Скобелевской. Столичная комиссия по переименованиям вернула ей название Тверская, а память генерала увековечили улицей в окраинном Бутово и одноименной станцией легкого метро (в вестибюле которого почему-то стоит бюст адмирала Ушакова, чьим именем названа следующая станция метрополитена).
Одним из главных инициаторов увековечивания памяти Скобелева стал космонавт Алексей Леонов, возглавляющий Международный скобелевский комитет.
«В 1990-е как заместитель главы воссозданного Славянского комитета я поставил задачу восстановить памятник Скобелеву любыми путями, — рассказывает «Газете.Ru» Алексей Леонов, — наконец, через почти четверть века нам это удалось сделать».
Во вторник после премьеры фильма «Время первых» президентом Владимиром Путиным в компании ветеранов-космонавтов Алексея Леонова и Валентины Терешковой Леонов подарил президенту авторский макет памятника работы скульптора Александра Рукавишникова.
В 2014 году памятник Скобелеву вернулся в Москву по инициативе российского военно-исторического общества (РВИО), но переехал: восстановленный монумент поместили перед Академией Генштаба Вооруженных сил. Памятник сделан по проекту Рукавишникова: как и прежде, отлитый из бронзы генерал Михаил Скобелев восседает на коне наверху восьмиметрового гранитного пьедестала. Монумент создан за счет пожертвований — бюджетные средства на его восстановление московская мэрия хотела найти еще в 2007 году, когда объявлялся конкурс на лучший эскиз памятника, однако ни тогда, ни позже государственных денег на проект выделено не было.
«Для РВИО памятник Скобелеву был первым крупным проектом, — вспоминает источник, знакомый с ходом работ по установке памятника, — Леонов многие годы пытался вернуть памятник генералу, однако получая от всех чиновников и ведомств все необходимые согласования, в том числе еще от первого мэра Москвы Гавриила Попова, сам процесс воссоздания памятника с мертвой точки так и не сдвигался.
Тогда легендарный космонавт обратился в Минкультуры, необходимую сумму на памятник при поддержке министра культуры собрали в течение трех месяцев».
Место для памятника, рядом с Академией Генштаба Вооруженных сил, было так же выбрано не случайно — Скобелев был одним из самых выдающихся выпускников академии (тогда она называлась Николаевская академия Генерального штаба). Вопрос о установке напротив академии решался министром культуры Владимиром Мединским совместно с предыдущим главой администрации президента Сергеем Ивановым, вспоминает собеседник «Газеты.Ru».
Перед открытием памятника Скобелеву в 2014 году Мединский, возглавляющий РВИО, заявил, что установка нового монумента должна стать «вектором для отношений между Болгарией и Россией, которые не должно ничто омрачать».
На открытии памятника Мединский напомнил, что первый памятник Скобелеву, установленный в Москве, находился на Тверской площади и был снесен в 1918 году по декрету о сносе памятников царям и их слугам. «Скобелев действительно был слугой; он был слугой царю, слугой отечеству, он был слугой народа», — цитировал министра ТАСС.
«Враги его боялись; появление Скобелева на фронте вызывало трепет и ужас», — отметил Мединский.
«Бывало, офицеры-штабисты ему завидовали, говорили, что негоже генералу проявлять такую бессмысленную храбрость, идти в бой, зачастую поднимая лично солдат в атаку, не генеральское это дело, а солдаты его боготворили», — сказал он. Министр добавил, что ни один другой генерал так не заботился о своих солдатах, об их провианте, обмундировании, тепле, состоянии оружия.
Как ставят и сносят памятники
Последняя волна сносов памятников прошла в 90-х, когда Россия вместе с бывшими советскими республиками избавлялась от многочисленных феноменов советского монументального искусства. Так,
митингующими протестующими 21 августа 1991 года был снесен памятник Дзержинскому на нынешней Лубянской площади, а также памятник Якову Свердлову на нынешней Театральной — в первые дни августовской революции на месте памятника был установлен деревянный православный крест с табличкой «в память о безвинных жертвах, расстрелянных большевиками».
Вместе с многочисленными памятниками Ленину они были свезены в парк у ЦДХ, который сейчас носит название «Музеон».
К установке памятников Москва вернулась в конце 90-х — начале 2000-х, когда были воздвигнуты памятники Достоевскому, Александру Пушкину и Наталье Гончаровой. Этот процесс нередко становился поводом для нешуточных общественных дискуссий — так, вопрос установки памятника Булгакову на Патриарших прудах вызвал жаркие споры властей с местным населением. Памятник святителю князю Владимиру так и вовсе переезжал несколько раз — первоначально запланированный к установке на Воробьевых горах, он затем переехал к Боровицким воротам из-за протестов градозащитников и геологов.