А380 сдул бизнес-джет в утиль

Бизнес-джет едва не разбился, попав в спутный след А380

Павел Котляр
FAA
Небольшой бизнес-джет едва не разбился, попав в воздушную струю от огромного А380 над Аравийским морем. Инцидент произошел еще в январе, однако авиационные журналисты узнали о нем лишь спустя два месяца.

Серьезной катастрофой едва не закончилось опасное сближение двух пассажирских самолетов над Аравийским морем в начале 2017 года, информация о котором лишь на днях просочилась в СМИ.

Источником информации стало издание Aviation Herald, которое специализируется на отслеживании авиационных инцидентов по всему миру и потому часто вызывает раздражение авиакомпаний, стремящихся не предавать огласке подобные случаи.

Согласно полученной изданием информации, утром 7 января пассажирский лайнер A380-800 авиакомпании Emirates выполнял рейс из Дубая в Сидней. В тот момент, когда самолет находился над Аравийским морем примерно в тысяче километров к юго-востоку от оманского города Маската, его маршрут пересек бизнес-джет Bombardier Challenger 604, принадлежащий немецкому бизнес-оператору MHS Aviation.

Бизнес-джет пролетел немного позади гигантского лайнера и примерно на 300 м ниже него. Это вызвало попадание в так называемый спутный след самолета и потерю управляемости.

Самолет три-пять раз перевернулся в воздухе, а нарушение режима полета вызвало остановку обоих турбореактивных двигателей, что привело к мгновенному падению самолета вниз.

Лайнер падал порядка трех километров, пока пилотам не удалось запустить двигатели и восстановить управление благодаря «грубым мускульным усилиям». Известно, что сразу после этого бизнес-джет вернулся в аэропорт Маската и совершил экстренную посадку. На его борту находились девять пассажиров и членов экипажа.

Нескольким из них пришлось оказывать медицинскую помощь, известно об одном серьезно пострадавшем человеке.

А380 — крупнейший в мире пассажирский самолет концерна Airbus, эксплуатироваться на международных линиях он начал десять лет назад, в 2007 году. Длина самолета составляет 73 м, масса — 400–560 т, в движение его приводят четыре мощных турбовентиляторных двигателя Trent 900. Для сравнения, длина едва не разбившегося джета — 21 м, а масса — всего 17–21 т.

О перегрузках, которые испытал Challenger 604 и его пассажиры во время падения,

можно судить по тому, что после посадки компании-оператору пришлось списать уцелевший лайнер.

Несмотря на то что инцидент произошел в международных водах, расследованием его занимается Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий.

Спутная струя — опасное явление, которое давно знакомо авиаторам. Обычно она представляет собой течение в виде двух вихрей, срывающихся с законцовок крыльев летящего самолета. Эти вихри образуются благодаря тому, что при полете самолета под его крыльями образуется область повышенного, а над крыльями — пониженного давления, и воздух стремится перетекать снизу вверх. Попадание другого самолета в такие вихри приводит в лучшем случае к болтанке, в худшем — к авиационной катастрофе.

Самым опасным попадание в спутный след обычно бывает при взлете и посадке самолетов. Впрочем, в истории были подобные случаи и на эшелоне, в том числе с огромными А380. Так, в сентябре 2012 года лайнер A380 той же авиакомпании Emirates создал проблемы для австралийского Boeing 737 в районе Бали, тогда обоим самолетам также удалось безопасно приземлиться. Годом ранее другой А380, летевший из Лондона в Дубай, едва не перевернул Airbus A320 авиакомпании Air France. В том инциденте, к счастью, никто не пострадал.

«Мы в курсе, что ведется расследование, призванное определить природу попадания бизнес-джета в турбулентность. На данном этапе ничто не указывает на то, что А380 участвовал в инциденте, обратитесь в немецкий центр расследования», — ответили журналистам в консорциуме Airbus.