«Люди упали в продолжавший вращаться механизм»

35 лет аварии на «Авиамоторной»

Виктора Будан/Виктор Углик/ТАСС
35 лет назад на станции «Авиамоторная» московского метро из-за аварии эскалатора пострадали и погибли несколько десятков человек. О том, что происходило на станции и что стало причиной аварии, — в материале «Газеты.Ru».

Около пяти часов вечера 17 февраля 1982 года москвичи, работавшие неподалеку от станции «Авиамоторная», направлялись домой. Как и всегда в это время, метро заполнилось людьми и дежурный по станции включил резервный эскалатор, чтобы не создавать толпу. Спустя менее получаса произошло одно из самых трагичных событий за всю историю Московского метрополитена.

Из-за поломки механизма тележки лестницы утратили сцепление с двигателем, и эскалатор резко пополз вниз, набирая скорость. Лестница неслась со скоростью, в 2,5 раза превышающей норму.

Люди теряли равновесие и падали вниз, скатываясь по ступеням и перекрывая собой проход у нижней выходной площадки.

Общий вес находившихся на эскалаторе пассажиров составлял 12 тонн, и почти все они за несколько секунд образовали гору тел внизу эскалатора.

Трагедия длилась 110 секунд. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 — перекрыт. Через десять минут закрыли и саму станцию, поезда следовали мимо без остановок. На станцию были вызваны бригады «скорой».

В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких вещах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются».

А вот сарафанное радио работало отлично.

Город наполнился слухами о сотнях погибших, которые провалились в находившееся под эскалатором машинное отделение и их разорвало на части работающими механизмами, о залитой кровью станции.

«Надо заметить, что пол «Авиамоторной» действительно вымощен мрамором красноватого оттенка, напоминающего запекшуюся кровь, — пишет Матвей Гречко, автор книги «Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах». — Понимая, что с пористого мрамора любые загрязнения удаляются довольно трудно, и напрочь забыв, что пол станции выглядел точно так же, как и год назад, москвичи посчитали эти «кровавые пятна» доказательством правдивости самых жутких сплетен. Многие, не желая ходить по крови, стали избегать странной станции, и «Авиамоторная» надолго стала пустынной и безлюдной».

Спустя несколько месяцев, в апреле 1982 года, газета «Новое русское слово» очень красочно описывала произошедшее:

«По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее».

На самом деле, конечно, в механизмы никого не затягивало. Люди получили увечья и погибли в образовавшейся давке. Некоторые пассажиры, пытаясь из нее выбраться, забирались на балюстраду. Тонкая, всего 3 мм, пластиковая облицовка не выдержала и обвалилась, но внизу были не страшные механизмы, превращавшие добропорядочных граждан в кровавый фарш, а устойчивые бетонные основания. Упавшие с двухметровой высоты люди получили ушибы, но остались живы.

Спустя девять месяцев на заседании Верховного суда РСФСР было названо точное количество жертв: 30 раненых и восемь погибших.

Как выяснили следователи, причина была в некорректной работе новых тормозов, установленных на эскалаторах «Авиамоторной» в декабре 1981 года. Сотрудники метрополитена, не ознакомившись с новыми требованиями, регулировали их работу по старым инструкциям. В итоге эскалаторы проработали три месяца в аварийном режиме. Во время аварии сломалась одна из ступеней, и, проходя нижнюю гребенку эскалатора, она деформировала и разрушила ее. Сработала защита, и электродвигатель отключился. Но аварийный электромагнитный тормоз смог развить необходимый тормозной момент, лишь когда тормозной путь составил более 11 м. А механический аварийный тормоз не сработал, потому что скорость полотна не достигла порогового значения.

Для руководства метрополитена сложилась весьма затруднительная ситуация. На эскалаторы этой серии уже неоднократно жаловались, и, конечно, после случившегося было необходимо проверить их все. Но тогда пришлось бы закрыть почти два десятка станций, что парализовало бы работу метро и привело бы к скандалу.

В итоге было решено закрыть только «Авиамоторную». Ремонт длился три недели и шел круглосуточно, бригады по 70 человек работали на станции в три смены, без выходных. На остальных станциях эскалаторы ремонтировали постепенно, укрепляя ступени, модернизируя тормоза, меняя главные приводные валы и щиты балюстрады.