Танцы возникли в глубокой древности и стали неотъемлемой частью культуры — ритуальные, спортивные, бальные. Танец — это еще и способ привлечь внимание потенциальных партнеров. Недаром один из первых сексологов Эллис Хэвлок определял танец как «виртуозное развитие сексуального импульса».
Специалисты из Нортумбрийского университета в Великобритании попытались выяснить, какие из женских танцевальных движений кажутся окружающим наиболее привлекательными.
Результаты работы они опубликовали в журнале Scientific Reports.
Исследователи использовали технологию захвата движения — на человека надевается специальный костюм с датчиками, данные с которых фиксируются камерами и на компьютере переводятся в трехмерную модель. Они записали танцевальные движения женщин и на их основе создали безликие модели, которые потом продемонстрировали участвовавшим в исследовании мужчинам и женщинам. Участники исследования должны были оценить привлекательность движений.
Наиболее высокие оценки получили покачивания бедрами и умение двигаться в такт музыке.
«Также мы обнаружили, что более привлекательны несимметричные движения», — добавляет психолог Ник Нив, ведущий автор исследования.
Танцовщицами выступили 39 женщин 18–30 лет. Безликие трехмерные модели были созданы для того, чтобы исключить интерес участников исследования к внешности танцующих и добиться оценки исключительно самих движений. Судьями были 57 мужчин и 143 женщины — все гетеросексуальные и совершеннолетние. Они должны были оценить 15-секундные ролики по шкале от 1 до 7 баллов.
Результаты, говорит Нив, показывают, что некоторые движения одинаково привлекательны и для мужчин, и для женщин.
Это согласуется с идеей, что танец посылает определенные сигналы представителям обоих полов. «Да, женщины танцуют, чтобы произвести впечатление на мужчин, но кроме того, чтобы показать другим женщинам, насколько они хороши», — считает он.
Выбор определенных танцевальных движений может сообщать что-то потенциальным партнерам или соперницам.
«То, как вы двигаетесь, тесно связано с вашим здоровьем, гормональным статусом, личностью и, возможно, интеллектом и творческими способностями», — полагает Нив.
Команда пришла к выводу, что движения бедрами и руками воспринимаются как отчетливо женские, а несимметричность движений рассказывает о здоровье. «Мы считаем, что это — демонстрация хорошего контроля над моторными функциями», — говорит Нив. Главное — не переусердствовать: если несимметричные движения бедер, жесты руками и покачивания тазом привлекали внимание, то несимметричные движения рук и избыток или недостаток движений бедрами были сочтены признаком неопытности.
Хотя в прошлом танцевальные движения сильно отличались, Нив отмечает, что некоторые элементы свойственны любому времени и культуре. «Какой бы ни была музыка, если кто-то улавливает ритм, то он хороший танцор», — считает он.
Впрочем, не все с ним согласны.
«Танцовщицы и люди, которые оценивали движения, были ограничены только одной культурой — западной, — говорит Бронвин Тарр, танцовщица и исследовательница танцев и эволюции человека в Оксфорде.
— В других культурах, например у народности водабе из Нигерии, мужчины танцуют брачные танцы. Так что привлекательность танцевальных движений в некоторой степени обусловлена и культурным контекстом тоже».
Но, добавляет она, проделанная работа связана с большим пластом исследований, посвященных роли танца в поиске партнера. «Такие исследования помогают выстроить более полную картину того, как мы, как и многие птицы и другие животные, можем использовать танец, чтобы привлечь особь противоположного пола, — говорит Тарр. — Основываясь на этом «западном» исследовании, например, можно вывести кое-что конкретное: бедра не лгут».