Двум американским путешественникам — жителям Массачусетса удалось приблизиться к разгадке давней авиакатастрофы, причины которой остаются невыясненными уже более 32 лет. Сегодня их история, правда пока с неутешительным и отрицательным промежуточным результатом, привлекла внимание СМИ и сделала отважных искателей приключений известными в интернете.
В 2015 году житель городка Соммервилл Дэн Фатрелл, разыскивая в интернете обстоятельства пропажи малайзийского рейса MH370, который безуспешно ищут в Индийском океане уже почти три года, узнал для себя кое-что новое.
Выяснилось, что с 1965 года в мире насчиталось почти 20 авиакатастроф, в которых следствию не удалось обнаружить голосовые и параметрические самописцы, обычно называемые «черными ящиками». В этот список вошли и два самолета, врезавшиеся в башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
Однако в списке Фатрелл открыл для себя и еще одну полузабытую авиакатастрофу, которая произошла в горах Боливии в 1985 году.
1 января того года в 25 км от столицы Боливии Ла-Паса разбился пассажирский самолет Boeing 727 американской авиакомпании Eastern Air Lines, выполнявший рейс EA980 из Асунсьона (Парагвай) в столицу Боливии. Авиакатастрофа произошла ночью — самолет разбился о склон горы Иллимани, на его борту находились 29 человек, все погибли. Среди пассажиров была супруга американского посла в Парагвае, а также два пилота, летевшие в качестве пассажиров.
Известно, что за десять минут до приземления пилот сообщил диспетчеру расчетное время посадки, вскоре после этого самолет пропал. Аэропорт Ла-Паса Эль-Альто является самым высокогорным в мире, и авиакатастрофа 1985 года стала самой «высокогорной». Вскоре было установлено, что самолет разбился недалеко от вершины горы на высоте более 6 тыс. м.
Из-за этого обстоятельства так и не удалось установить причины катастрофы, известно лишь,
что при посадке лайнер по непонятной причине значительно отклонился от курса, что привело к столкновению с горой в условиях ночи.
Из-за большой высоты было невозможно добраться до места катастрофы на вертолете, первые же подъемы альпинистов оказались бесплодными, так как они не могли долго находиться на этой высоте. Еще одна экспедиция была снаряжена осенью того же года с целью найти «черные ящики», однако и она ни к чему не привела. За прошедшие годы к месту крушения было проведено пять безрезультатных экспедиций.
«Я руководил экспедицией 1985 года, чтобы достать самописцы. К сожалению, там был десятиметровый слой снега, покрывавший обломки, это делало работу невозможной», — рассказывает член комиссии Грег Фейт.
Эта история и заинтересовала Фатрелла и его приятеля Исаака Стоунера, которые решили отправиться на гору в поисках заветных самописцев или других свидетельств катастрофы. Поход энтузиастов состоялся в мае 2016 года, и расчет американцев был прост:
за годы, прошедшие с момента крушения, обломки лайнера значительно опустились по мере таяния ледников.
В экспедиции, которая заняла две недели, участвовал и корреспондент журнала Outside Питер Фрик-Райт. Большой репортаж о самой экспедиции снял телеканал ABC, на кадрах, кстати, видно, что заброска путешественников на гору осуществлялась на российском автомобиле «Нива». Надежды американцев сбылись:
во время похода им удалось обнаружить обломки самолета и даже человеческие останки.
Первой находкой стал спасжилет, обнаруженный близ заброшенной шахты, — было очевидно, что кто-то принес его с места обнаружения обломков. Потом были найдены шасси, замеченные посреди морены, куртка пилота, а также следы некоей контрабанды среди багажа.
Человеческие останки было решено захоронить на месте и записать GPS-координаты захоронений. Площадь обломков оказалась гораздо больше, чем предполагали альпинисты, — около квадратной мили.
Но главное, искателям-энтузиастам удалось обнаружить оранжевые металлические куски самописцев, а также целую катушку магнитной пленки и несколько отдельных ее обрывков. Эти находки заставили путешественников надеяться, что при помощи специалистов им удастся пролить свет на обстоятельства катастрофы.
По словам Фатрелла, пленка была похожа на ту, что использовалась в бортовых самописцах самолетов в 80-е годы. Однако, чтобы расшифровать данные с нее, требовалось привлечь специалистов. Этим с радостью согласились заняться эксперты Национального совета по безопасности на транспорте NTSB, который специализируется на расследовании авиакатастроф.
7 февраля NTSB опубликовал результаты анализа находок, которые сильно огорчили всех, кто ждал хороших новостей.
«Один металлический кусок оказался креплением голосового самописца. Другие куски оказались частью герметичного контейнера параметрического самописца», — говорится в релизе организации. Разочарование принесло и исследование доставленной экспертам магнитной пленки.
Выяснилось, что это была катушка обычной магнитной ленты шириной 3/4 дюйма (19,05 мм), широко применявшейся в стандартных видеокассетах (в самописцах использовалась пленка шириной 1/4 дюйма).
Расшифровка пленки показала, что на ней записан 18-минутный эпизод американского сериала «Я — шпион», выходившего в 1960-е годы и дублированного на испанский язык. Отдельные обрывки пленки также не принадлежали самописцу, установили эксперты. Все находки переданы боливийским властям.
Участники экспедиции оказались разочарованы выводами экспертов. «Кто еще собирается подняться на гору, чтобы найти эти ящики? Если кто-то хочет, мы поможем планированию похода. Похоже, загадка далека от своего решения», — написали они в своем блоге.