Они не несут свет науки

Известный популяризатор науки увидел, как готовят низкопробные сенсации на ТВ

Павел Котляр
Wikimedia
«На РЕН-ТВ не несут свет науки», — призналась журналистка канала на съемках очередной мракобесной передачи об инопланетянах. Научный журналист Александр Соколов явился на телеканал с камерой и выяснил, как верстают фильмы про рептилоидов и прочий «паранаучный винегрет».

Главный редактор портала «Антропогенез.Ru», автор книги «Мифы об эволюции человека» Александр Соколов рассказал, как устроил шоу на съемках программы «Территория заблуждений» и заставил признаться ее создателей в методах работы.

— Александр, расскажите, как вы попали на съемку фильма на этот канал?

— Мне пришло приглашение сняться в фильме «Эволюция» для проекта «Территория заблуждений». Не в первый раз приглашают туда, но раньше я отказывался, как и многие мои коллеги, потому что репутация у канала сами знаете какая. Но в этот раз решил: а почему бы не сходить, сколько можно их бояться. Меня, правда, активно отговаривали некоторые члены научного сообщества, потому что, мол, «что бы ты ни говорил — искромсают, вставят в нелепый лженаучный фильм, выставят так, что прощай репутация, не отмоешься».

Ну а я решил подготовиться, посоветовался со знающими людьми и потренировался говорить «немонтажно» — быстро, без пауз, короткими фразами, активно жестикулируя.

Чтобы усложнить «перемонтирование» моих реплик.

А когда я пересказывал какую-то лженаучную чушь, я через каждое слово вставлял «якобы»: «якобы нашли якобы череп якобы пришельца». Чтобы эту фразу было сложно выдернуть из контекста. И мы пришли туда с оператором — девушкой, которая снимала на камеру весь процесс. И все интервью записали. Как ни странно, нам разрешили это делать.

— Как вам объяснили — о чем будет этот фильм?

— Фильм «про эволюцию». Но вопросы присланные были, по-моему, адские.

Например, про древнюю ядерную войну. Про инопланетные черепа. Про древнеегипетскую хирургию, про скрещивание человека с животными.

Словом, традиционный паранаучный винегрет. Ну, поскольку вопросы прислали заранее, я подготовился, даже отрепетировал.

— Что происходило на съемочной площадке?

— Там очень, по-моему, скромная обстановка. Небольшое помещение, одна камера. Беседовала со мной девушка Евгения Саргина (режиссер, выпускница журфака МГУ и ВГИКа. — «Газета.Ru»), которая, как она сказала, и сценарий пишет, и экспертов подбирает, и сама интервью ведет. Ну, как ведет... она зачитывала вопросы с телефончика. Насколько я понял, диалог там не предусмотрен. Вам задают вопросы, вы отвечаете. Потом это все монтируется.

— В какой момент все пошло не по их сценарию, что вы стали у них спрашивать и что вам отвечали?

— Я решил, что я буду не только отвечать на вопросы, но и сам их задавать. По-моему, к этому там были не готовы. В какой-то момент местные техники напряглись, я подумал, что сейчас нас выгонят. Но нет, все закончилось очень мило, я даже подарил Евгении свою книгу с автографом. Фильм их вроде должен выйти в конце января.

О чем я спрашивал? О том, как они подходят к подбору фактов, есть ли у них практика проверки информации — не берут же они первый попавшийся бред из интернета? Хотя, по-моему, именно так и работают. Как моя собеседница готовилась к съемке фильма на биологическую тему, какую литературу читала? Как она относится к тому, что канал бойкотируется научным сообществом, знает ли о его репутации в научной среде? Девушка от ответов в основном уклонялась, но кое-что сказала.

— Например?

— Например, когда я сказал, может быть, несколько пафосную фразу, что я пришел «нести свет науки», она ответила:

«На РЕН-ТВ не несут свет науки, как вы, надеюсь, понимаете».

А еще я спросил о том, убедил ли я ее, что то, что в интернете выдают за череп инопланетянина, на самом деле череп коровы? Согласна ли она со мной? Она ответила, что «не то чтобы не согласна, но сейчас нужно, чтобы так было сказано».

Короче говоря, по-моему, эти ребята прекрасно понимают, что они делают. Достоверность фактов, количество ошибок, искажений, нелепостей, вменяемость экспертов — никого там, кажется, не волнуют. Главное — «интриговать», чтобы занимательно было. А если у зрителей в голове образуется полнейшая каша, если идет пропаганда откровенной лженауки — это дело десятое.

Кстати, я пошел в магазин «Буквоед» и купил пару книг Игоря Прокопенко («Территория заблуждений» — это его шоу).

Книги Прокопенко, между прочим, самый успешный проект ЭКСМО, общий тираж 500 тыс. экземпляров.

Представляете? Зайдите в любой книжный — увидите целую полку. Так вот, полистал я эти книги. Не знаю, приложил ли к их написанию руку сам Игорь Прокопенко, но его портрет на обложке. Так вот, эти книги нашпигованы цитатами ученых. В том числе моих знакомых. Например, я увидел там Дмитрия Беляева, историка, который у нас на форуме «Ученые против мифов» выступал. Я с ним связался и выяснил, что он абсолютно не в курсе, куда он попал.

Моя гипотеза, что эти цитаты — куски интервью из тех самых передач. То есть очень эффективный техпроцесс: когда записывается интервью с экспертом, получается и контент для передач, и материальчик для книжек. Учитывая, что там, по-моему, из книги в книгу некоторые куски повторяются, бизнес получается крайне эффективным. Обзавидуешься. А вот какой ущерб при этом наносится российским мозгам? Боюсь даже предположить.

Не зря же Министерство образования и науки в 2015 году вручило каналу антипремию за распространение лженаучной информации.

В общем, мы решили сделать из этого небольшой фильм, назвали его «Анатомия РЕН-ТВ: территория мракобесия?» и устроили премьеру на форуме «Ученые против мифов-3» в Санкт-Петербурге. Мы видим нашу миссию в том, чтобы бороться с лженаукой, а низкокачественные псевдонаучные фильмы и книжки — это наиболее яркие ее проявления.

На просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать слова журналистки РЕН-ТВ пресс-секретарь канала Екатерина Чиченина еще до обнародования фильма неожиданно заявила: «Данное видео является нашим вирусным роликом».