Остатки Пальмиры разглядели из космоса

Террористы ИГ* продолжают взрывать культурные памятники в Пальмире

Павел Котляр, Алла Салькова
DigitalGlobe
Спутниковые снимки показали, какие из уцелевших объектов Пальмиры взорвали террористы из запрещенной в России организации ИГ. Разрушения зданий, еще осенью остававшихся невредимыми, прокомментировал эксперт Александр Лесовой, ранее посещавший Пальмиру для оценки нанесенного террористами ущерба.

Снова захватив Пальмиру в декабре прошлого года, члены террористической группировки ИГ (организация запрещена в России) продолжили уничтожать архитектурные памятники города, уцелевшие ранее. Масштаб разрушений виден на спутниковых снимках, которые накануне были опубликованы на сайте ЮНЕСКО. На этот раз оказались разрушены тетрапилон и просцениум — ближайшая к зрителям часть сцены — римского театра. Из 16 колонн тетрапилона выстояли лишь четыре, а фасад театра превратился в груду обломков.

«Эти разрушения — новое военное преступление и невосполнимая потеря для сирийского народа и всего человечества,

— говорит генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. — Этот новый удар по культурному наследию, нанесенный лишь несколько часов спустя после того, как ЮНЕСКО получило отчеты о массовых казнях в театре, показывает, что разрушение культурных памятников, осуществляемое жестокими экстремистами, призвано уничтожить как человеческие жизни, так и памятники истории, чтобы лишить сирийский народ его прошлого и будущего».

Тетрапилоны — это прямоугольные здания с четырьмя входами — по одному с каждой стороны. Их строили на важных перепутьях — как просто для красоты, так и в качестве подтипа триумфальных арок, устанавливавшихся в честь победителей или в память о важных событиях. Также такой тип постройки был связан с культом Януса, бога дверей, входов и выходов.

Разрушенный тетрапилон был построен около 270 года н. э., когда Пальмирой правила царица Зенобия Септимия.

«Тетрапилон был архитектурным символом духа пересечения культур и открытости Пальмиры — и это одна из причин, по которой он был уничтожен, — считает Бокова. — Его расположение и форма уникальны среди сооружений древней архитектуры, они свидетельствовали о самобытности Пальмиры, источника гордости и достоинства всех современных сирийцев».

Театр, возведенный около II века н. э., был расчищен и реконструирован в 1950-е годы. Он был построен в центре площади, в окружении полукруглой колоннады, тянущейся до южных ворот Пальмиры. Последние несколько десятилетий театр служил площадкой для ежегодного Пальмирского фестиваля.

Там же в мае 2015 года, после освобождения города совместными силами Сирии и России, состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Выступление носило название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены», эти же слова стали его девизом. И в этом же театре было снято появившееся в июле того же года видео, на котором члены террористической группировки ИГ застрелили 25 пленников.

Что представляли собой утраченные объекты культуры, «Газете.Ru» рассказал заместитель генерального директора по реставрации Научно-реставрационного центра имени Грабаря Александр Лесовой. Прошлым летом он в составе российской научной делегации посетил Пальмиру для оценки разрушений, полученных во время первой оккупации города террористами.

«Взорванный тетрапилон — это четыре сооружения в виде беседок, которые находились на пересечении главных дорог. Цель его — показать величие и подчеркнуть планировку этого города. Летом этот объект был в полной сохранности, не было никаких утрат.

Второй объект — амфитеатр, он тоже был полностью сохранен, так как игиловцы в нем производили казни. Сейчас же центральная его часть разрушена. За амфитеатром находилась хорошо декорированная подпорная стенка, в которой было 8 или 10 арочных помещений, а также центральная часть с портиком.

Концерт российских музыкантов проходил в самом амфитеатре, внизу. В древние времена у колонн сидели знатные люди, вельможи, которые любовались театральными действиями. Все это летом было абсолютно целым.

Сейчас взорвали всю колоннаду, портик и все помещения. Весь этот массив запечатлен в чертежах. А вот детали портика, стены боковых фасадов и боковые проходы имеют множество декоративных элементов — птички, колонны, полуколонны и так далее. Я их подробно фотографировал, поскольку они наиболее подвержены утратам. Это шок, что тут можно чувствовать…»

*   организация запрещена в России